Кабинет Министров Украины Постановлением №1487 от 30 декабря 2022 утвердил новый порядок организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов.
В соответствии с п.53 данного порядка зарубежные дипломатические представительства должны вести военный учет призывников, военнообязанных состоящих на временном консульском учете резервистов.
Данный порядок принят на основании Закона «Про військовий обов’язок і військову службу».
Существуют 2 вида консульского учета – временный и постоянный учет, а также учет усыновленных детей.
В соответствии с ч.2 ст. 36 Закона «Про військовий обов’язок і військову службу» особенности ведения военного учета граждан Украины, временно находящихся за границей, определяются Кабинетом Министров Украины.
- На временный консульский учет могут быть приняты граждане Украины, которые на законных основаниях свыше трех месяцев, находятся за границей, на срок, указанный в выданном им разрешении на право проживания в иностранном государстве.
Соответственно украинские беженцы, находящиеся за рубежом должны стать на консульский учет, а также стать на воинский учет.
А что по тем украинцам которые постоянно живут за границей?
- Постоянно проживающимися считаются граждане Украины, которые оформили в установленном законодательством порядке документы для выезда за границу на постоянное проживание или документы для оставления на постоянное проживание за границей граждан Украины, выехавших за границу временно.
В соответствии с ч.3 ст. 36 Закона «Про військовий обов’язок і військову службу» военный учет граждан постоянно проживающих за рубежом не ведется.
В соответствии со вторым абзацем п.52 данного порядка зарубежные дипломатические представительства способствуют возвращению военнообязанных и резервистов в Украину в случае проведения мобилизации и военное время (в особый период).
«Способуствуют возвращению», не юридический термин и не совсем понятно, что имел ввиду Кабмин и будем ждать разъяснений.
На сегодня соответствии с Указом Президента Украины №69/2022 года в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины и с целью обеспечения обороны государства, поддержки боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований объявлена всеобщая мобилизация.
Согласно ч.2 вышеупомянутого указа мобилизация проводится на территории Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Запорожской,Ивано-Франковской, Киевской, Кировоградской, Луганской, Львовской, Николаевской,Одесской, Полтавской, Ровенской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской, Хмельницкой, Черкасской, Черновицкой, Черниговской областей, города Киев.
Действие нормативно правовых актов в пространстве определяется территориальными пределами его обязательности.
Исходя из указа президента действие указа распространятся на все области Украины и Киев , но не распространяется на посольства, дипломатические представительства.
Соответственно призывать граждан, выехавших временно за границу не получится.
Но надо учесть, что указ Президента является подзаконным актом к Закону Украины «Про мобілізаційну підготовку та мобілізацію». Согласно ч.2 ст. 4 данного закона общая мобилизация проводится одновременно по всей территории Украины .
К территории Украины относятся территории посольств, консульств морские, воздушные и космические корабли под флагом или знаком государства, военные корабли, кабели и трубопроводы.
В случае противоречия норм подзаконного акта нормам закона следует применять норму закона, поскольку он имеет высшее юридическую силу.
Теоретически мобилизацию можно провести в посольствах лиц, пребывающих на временном консульском учете ,но на первый взгляд возникают такие сложности:
-Личная подача заявления о постановке на консульский учет. Соответственно, если человек не станет на консульский учет привлечь его к ответственности за границей будет сложно или невозможно. Если все таки привлечь к ответственности в Украине то вопрос упирается в исполнение решения;
-Ограниченность срока пребывания на временном консульском учете-1 год и необходимость его продления. Это можете привести к сокращению численности граждан находящихся на консульском учете;
—Платность временного консульского учета. Консульский сбор за временный консульский учет на год равен 18 евро (20 дол).Если это платно то многие не захотят даже становиться;
-Ограниченность людских ресурсов в консульстве. Вопрос доступных слотов и даты посещения посольства и постановки ожидаемо растянется надолго
-Отсутствует механизм принуждения, если человек не явится в консульство на постановку на учет или не поедет в Украину по повестке
Соответственно можем сделать вывод дипломатические представительства могут только «способствовать» возврату тех граждан ,которые изъявят желание приехать в Украину.
Автор консультации: Адвокат Некрасов Олег Васильевич