Как мошенники охотятся на наши деньги 7 типичных историй и комментарии специалистов

Как мошенники охотятся на наши деньги 7 типичных историй и комментарии специалистов kak-moshenniki-oxotyatsya-na-nashi-dengiКак мошенники охотятся на наши деньги 7 типичных историй и комментарии специалистов

Называясь сотрудниками банка, проходимцы выманивают у людей пин-коды платежных карт и воруют со счетов средства.

«Добрый день. Вас беспокоит служба безопасности ПриватБанка. С вашей карты кто-то пытался снять деньги. Мы ее заблокировали. Разблокирование уточните некоторые данные — пин-код и девичья фамилия матери», — такой неожиданный звонок из неизвестного номера раздался в воскресенье вечером.

«Я не обслуживаюсь в ПриватБанке», — спокойно ответила и ждала, что же будет дальше, зная, что это мошенники пытаются поймать на крючок еще одну доверчивую жертву. В последнее время подобных историй наслушалась немало. «Не обслуживаетесь? А в Сбербанке?» — Нервно спросил псевдоработников банка. И потом, наверное, поняв, что прокололся, вежливо извинился и выключил телефон. Зря я пыталась дозвониться на этот номер позже — он так и не ответил.

Как свидетельствует статистика, многие «ведутся» на такие аферы злоумышленников, особенно, если действительно обслуживаются в банке, называют мошенники. По данным Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем «ЕМА», во втором квартале этого года доля случаев мошенничества с платежными картами в Интернете и с использованием методов социальной инженерии выросла с 11 до 42% по сравнению с соответствующим периодом 2014-го, то есть на треть!

Большая часть клиентов — 51% — стали жертвой мошенничества из-за разглашения данных своих платежных карточек злоумышленникам, которые звонили доверчивым жертвам и представлялись сотрудниками банков, и в результате ввода данных на фишинговый, то есть поддельных, сайтах (25%).

Воры постоянно придумывают новые схемы, с помощью которых снимают деньги с чужих карточек. Вот несколько типичных историй.

Карточка есть, а средства исчезли

К 60-летней пенсионерки из села Имстичево, что на Закарпатье, позвонил неизвестный с скрытого номера и назвался работником службы безопасности банка. Незнакомец попросил назвать ему пин-код банковской карточки, якобы для того, чтобы мошенники не смогли снять деньги. Пенсионерка, не подозревая плохого, сообщила ему эту конфиденциальную информацию, после чего обнаружила, что с ее карточки исчезли все деньги.

«Злоумышленники действуют по следующей схеме, — рассказывает Алексей Сираков, координатор комитета по вопросам банковской инфраструктуры и платежных систем Независимой ассоциации банков Украины. — К человеку звонит человек и представляется работником банка или сотрудником службы безопасности финучреждения.

Говорит, у них возникло подозрение, что с платежной карточкой кто-то делает махинации. Сообщает, что банковская карточка пользователя заблокирована, с нее, к примеру, пытались снять деньги. И для того, чтобы ее разблокировать, Надо назвать номер своей карты и код доступа.

Пока человек в состоянии шока, выспрашивают у нее и паспортные данные и номер карты, и CVV-код, который служит для поддержки платежей, другие реквизиты. В конце концов мошенники получают доступ ко всей информации, которая нужна для осуществления платежа через системы банковских переводов в онлайн-режиме. Деньги переводят в специально созданные подставные магазины, которые затем ликвидируются «.

«Вам продлен лимит!»

… В конце рабочего дня к 52-летней жительницы Хмельницкого позвонил незнакомый человек. Представившись работником банка, сообщил, что на ее кредитке будет увеличен лимит. Но для этого нужно выяснить некоторые данные. Такая новость порадовала владелицу карты. Женщине раз нужны были деньги на важную покупку. Не задумываясь, назвала все, что просил собеседник. И уже составляла планы на приобретение желаемого товара.

Но через некоторое время радужные мечты рассыпались, как осколки разбитого стекла. На мобильный телефон пришло СМС-сообщение о снятии средств. Бедная аж за сердце схватилась. На кредитке ни стало 13 тисяч 933 гривны. Она обратилась за помощью к правоохранителям.

«Еще один распространенный вид мошенничества — с использованием онлайн-аукционов, досок объявлений, специализированных форумов и интернет-магазинов для дистанционных покупок и продаж, — говорит Александр Карпов, директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем «ЕМА». — Мошенники следят за теми, кто вмещает соответствующие объявления в интернете. Звонят продавцу, говорят, что готовы купить товар, и предлагают предоставить информацию о номере карты и одноразовый пароль, чтобы якобы переслать деньги на карточку. Когда им дают эту информацию, списывают средства со счета на другую карту или электронный кошелек».

Такие случаи, к сожалению, не редкость. На днях в милицию обратилась 50-летняя киевлянка. Женщина выставила объявление на одном из популярных интернет-ресурсов о продаже манежа. Ей позвонил покупатель и выразил готовность купить товар. Через некоторое время снова раздался звонок. На этот раз звонил якобы сотрудник банка и попросил дополнительные данные о ее карту, чтобы провести платеж. После того как женщина сообщила нужную информацию, с ее карточки исчезло более 18 тисяч гривен.

Этот сайт — подделка. Не заходите

Участились случаи мошенничества, связанные с электронными коммуникациями — веб-сайтами, электронной почтой, — рассказывает Александр Карпов. — Например, человеку по электронной почте отсылают определенный счет с соответствующим скриптом. Если его открыть, то на компьютере запускается вирус. После всю информацию, которую человек будет применять, используя интернет-банкинг, перехватывать мошенники. Они смогут видеть в онлайне, что она заходит на страницы интернет-банкинга определенного банка, и делать с ее счету все, что хотят. Неизвестные письма, приходящие на электронную почту, особенно счета, открывать не желательно. Тем более если их не ждете.

Проходимцы могут создавать и сайты-двойники, чтобы похищать деньги с помощью интернет-банкинга. «На такое мошенничество с картами Приватбанка недавно наткнулся и я, — говорит Сергей Рудюк, владелец ресурса Skay.ua. — Схема проста: вы получаете письмо на почту, как на первом скриншоте. Переходите по ссылке и попадаете на сайт Приватбанка. Там начинаете вводить логин и пароль и пытаетесь войти в кабинет. А между тем все, что вы делаете, отправляется мошенникам, потому что это не настоящий сайт Приватбанка, а его копия, сделанная для того, чтобы заполучить ваш логин и пароль. Попасть на эту копию можно только через ссылку в письме «.

Проходимцы могут создавать и сайты-двойники, чтобы похищать деньги с помощью интернет-банкинга. «На такое мошенничество с картами Приватбанка недавно наткнулся и я, — говорит Сергей Рудюк, владелец ресурса Skay.ua. — Схема проста: вы получаете письмо на почту, как на первом скриншоте. Переходите по ссылке и попадаете на сайт Приватбанка. Там начинаете вводить логин и пароль и пытаетесь войти в кабинет. А между тем все, что вы делаете, отправляется мошенникам, потому что это не настоящий сайт Приватбанка, а его копия, сделанная для того, чтобы заполучить ваш логин и пароль. Попасть на эту копию можно только через ссылку в письме «.

Копируют и в магазине

«Если мы говорим о пластиковые платежные карточки, то наиболее распространенные видом мошенничества продолжает оставаться скимминг и все его разновидности, — добавляет Алексей Сираков. — Это снятия данных о платежную карту с помощью специального малозаметного устройства, устанавливают на банкомат и который позволяет снимать данные как с карты, так и с его магнитной полосы. Далее злоумышленники изготавливают так называемый белый пластик — копию карты, с помощью которой можно снимать деньги в банкоматах. Бывают случаи копирования карт в магазинах, кафе. Помню громкий случай, когда арестовали сотрудника одного из баров, который на мобильный телефон снимал всю информацию с карточек клиентов «.

Не будьте слишком доверчивыми

К слову, попытки телефонного мошенничества идут в основном с оккупированных территорий или из Крыма, и мошенники говорят по-русски.

Для того чтобы человек озвучила свои конфиденциальные данные, мошенники используют определенные психологические «крючки». Например, все знают, что называть свой CVV-код нельзя, поэтому злоумышленники просят, например, сверить номер отделения, где выдавалась карта, и предлагают назвать три цифры с оборота карты. Эта просьба никого не настораживает, звучит достаточно спокойно и безопасно. На самом деле человек добровольно разглашает конфиденциальные данные.

Кстати, на некоторых игровых сайтах начали появляться баннеры, рассчитанные на детей, — с призывом ввести номер карты отца и CVV-код и получить бонус — бесплатную игру. Если ребенок знает, где лежит карточка, следствием также может стать исчезновение средств со счета.

Как не попасть в сети мошенников

— Если торгуете в интернет-сети, позаботьтесь об отдельной карточки для расчетов, — советует Алексей Сираков, координатор комитета по вопросам банковской инфраструктуры и платежных систем НАБУ. — Установите лимит на снятие средств. Если ваш банк предоставляет услугу СМС-сообщений, обязательно используйте его — ведь это самый быстрый способ получать информацию о действиях с вашим счетом.

— Не указывайте свой финансовый телефон в качестве контактного в объявлениях любого типа, сообщив номер своей карточки и свои ФИО. Для таких объявлений рекомендуют указывать резервный номер, — говорит Евдокия Кузьменко, руководитель пресс-офиса Приватбанка области. — Нельзя помещать фото своих карточки в соцсетях, ставить на карту PIN-код, состоящий из цифр, идущих подряд, а также свою дату рождения. Не рекомендуется защищать все свои платежные карточки тем самым PIN-кодом. И самое важное, PIN-код надо запомнить или хранить отдельно от платежной карты в месте, недоступном для третьих лиц.

Но есть одно незыблемое правило. Любой банк, звоня к клиенту, никогда не будет уточнять ни каких данных по карте. Для проведения платежа достаточно сообщить плательщику только номер карты. Любые другие уточняющие вопросы или сообщения о том, что для проведения платежа нужны имя пользователя, пароль и т.д., означает, что лицо имеет дело с мошенниками. Если же лицо все-таки выдала конфиденциальную информацию, надо сразу же заблокировать карту, позвонив в банк.

Вернуть средства возможно, если, по результатам расследования, не обнаружено вину и причастность к мошенничеству самого клиента. Тогда банк компенсирует ему утраченные средства и дальше возместит их за счет привлеченных к ответственности мошенников.

Леся ЯСИНЧУК, газета » Экспресс «

Источник