Повышение тарифов от Яценюка сколько украинцы заплатят за газ и свет
В четверг, 11 декабря 2014 Верховная Рада приняла программу действий Кабинета министров Арсения Яценюка, озвученную правительством на его внеочередном заседании во вторник, 9 декабря 2014.
Документ, который сложно назвать программным в полном смысле этого слова, уже успел получить долю критики в информпространстве. Издание «Обозреватель» также писало о том, что состоящая из 15 страниц программа пестрит громкими фразами и заявлениями, но не содержит четких шагов достижения поставленных целей.
Даже некоторые члены коалиции не поддержали программу действий, презентованную Яценюком, из-за отсутствия в ней конкретики и индикаторов успешности/неуспешности выполнения предложенных реформ.
Но, как говорил наш первый Президент, «маємо те, що маємо» — парламент 269 голосами одобрил предложенный документ.
Ранее «Обозреватель» уже проанализировал пункты программы, посвященные новой оборонной политике, как одному из ключевых направлений на фоне продолжающейся войны на востоке страны.
Теперь попробуем разобраться, какие приоритеты определены новым правительством в ещё одном, не менее важном и стратегическом направлении — энергетической сфере.
Начнем с самого обсуждаемого пункта в данном блоке вопросов — ликвидации кросс-субсидий и перехода к рыночным ценам на природный газ и электроэнергию.
Срок полного внедрения данной реформы намечен на конец 2017 года. Никакой более подробной информации о том, каким образом будет происходить такой переход, что представляют собой новые тарифы, как они будут рассчитываться и, наконец, к чему готовиться украинцам вследствие повышения стоимости ЖКХ, Яценюк не потрудился предоставить.
Для объективности анализа отметим, что с начала текущего года 2014 потребители уже ощутили на своих карманах существенное повышение коммунальных тарифов.
Напомним, с 1 мая 2014 года цены на газ выросли в среднем на 56%. Если до этой даты газовые тарифы (в зависимости от объема потребления) составляли от 0,72 грн до 2,68 грн за кубометр при наличии счетчика и от 0,79 грн до 2,95 грн, если счетчика нет, то на текущий момент они составляют от 1,08 грн до 3,64 грн при наличии счетчика и от 1,19 грн до 4,01 — без счетчика.
Согласно официальным данным НКРЭ, если до повышения использовалось не больше 150 кВт*ч электричества в месяц, то платить нужно было 4,2 грн. (по 28,02 коп. за 1 кВт*ч), после повышения стоимость возросла до 4,6 грн (по 30,84 коп. за кВт*ч). Тут тариф вырос на 10%. А вот если потребление электроэнергии составляет больше 800 кВт*ч в месяц, то цена за свет с 1 июня выросла на 40%, и за месяц из расчета 1,34 грн за кВт*ч сейчас надо заплатить 10,72 грн (было 7,68 грн).
Такие тарифы на газ и электричество действуют на данный момент. Но, напомним, они не являются экономически обоснованными.
Учитывая тот факт, что механизм расчета рыночной цены на эти энергоресурсы непонятен (по крайней мере, в официальных источниках он пока отсутствует), мы спросили у экспертов, насколько действующие тарифы «не дотягивают» до своей реальной стоимости.
По мнению независимого эксперта Владимира Сапрыкина, до полной окупаемости цена на газ и электричество должна увеличиться в 4 раза. При этом эксперт допустил, что сроки внедрения этой реформы могут быть продлены.
«Зарплаты и пенсии сегодня заморожены, у большинства населения они минимальны. В таких условиях можно ожидать, что получать адресную помощь должны 90% населения страны, поэтому будет простое перераспределение доходов-расходов бюджета. Может, перенесут до 2019 и даже 2020 года», — сказал он.
Близок к прогнозам коллеги по уровню повышения тарифов и директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. Как считает эксперт, при текущем курсе украинской валюты тарифы на газ повысятся в 3,5-5 раза (в зависимости от категории потребителя), а на электричество — в 3 раза. «Если исходить из оптимистичного курса в 15 грн/долл, то на сегодня это рыночные тарифы. Соответственно, если курс будет повышаться, то следует ждать и большего поднятия цен на газ и электричество», — отметил он.
В то же время Дмитрий Марунич не разделяет оптимизма коллеги по срокам реализации правительственных инициатив.
«Повышение тарифов до 2017 – это требование Международного валютного фонда. У Яценюка нет другого выхода. Если он не возьмет на себя такое обязательство, то МВФ ему просто не даст денег, и тогда в марте страна объявит дефолт. Но для граждан такое повышение очень болезненно. Я не знаю, как люди собираются платить по новым тарифам в условиях развала экономики страны. Но голосовали же за Яценюка…», — недоумевает эксперт.
Напомним, что согласно меморандуму Украины с МВФ, заключенному ещё в апреле 2014 года, тарифы на газ и тепло для конечных потребителей должны повыситься на 40% с мая 2015 года и еще на 20% в 2016 и 2017 годах. Но тогда речь шла о курсе гривни на уровне 10,5 грн/долл, тогда как сегодня он уже приближается к отметке 16. Поэтому, по мнению Дмитрия Марунича, из-за резкой девальвации гривни такие проценты и параметры ещё могут пересмотреть.
«Приведу пример. Возьмем стандартную двухкомнатную квартиру, которая потребляет в среднем 75 кВат/ч — люди платят 25 грн в месяц. На самом деле, экономически обоснованная стоимость этих 75 кВат/ч -это 50 грн. То есть, половину оплачивает государство. Но владелец 5-комнатной квартиры или большого загородного дома с бассейном потребляет не 75, а 750 кВат/ч. И государство его тоже дотирует, но в 20 раз больше, чем малообеспеченную семью — не на 25 грн, а на 500 грн. Это несправедливо. Весь мир работает по другой системе. Поэтому нужно, чтоб электроэнергия стоила столько, сколько она на самом деле стоит, а для малоимущих надо предусмотреть эффективный и действующий механизм адресной денежной дотации», — подчеркнул Иван Плачков.
Так или иначе, но можно констатировать одно – дальнейшее повышение тарифов на коммуналку в ближайшей перспективе неминуемо (как минимум в два раза), вопрос только в том, насколько сильно украинцам придется затянуть пояса, чтобы вытянуть их рыночную стоимость. Или не вытянуть – как отмечают эксперты, уровень неплатежей по коммунальным услугам уже достиг 30%, особенно после «Это серьезный звонок для власти. Людям просто не из чего платить существующие тарифы, не говоря уже о повышенных, пускай даже в 2 раза», — отметил Владимир Сапрыкин.
На фоне стремительного повышения коммунальных тарифов, немного успокаивает тот факт, что порядок обращения за жилищной субсидией остался неизменным. По крайней мере… пока что.
Напомним, право на её получение предоставляется при условии, что плата за коммунальные услуги не превышает 15% дохода (для трудоспособных граждан) и 10% для нетрудоспособных.
Как и ранее, для назначения жилищной субсидии необходимо обратиться в орган социальной защиты населения (в народе — собес) по месту регистрации. При этом необходимо предоставить справку о доходах лиц, зарегистрированных в жилом помещении, а также заполнить бланки заявления и декларации о доходах и имущественном состоянии.
Пенсионеры должны заполнить только заявление и декларацию. Другие документы, необходимые для предоставления субсидии, собираются непосредственно специалистами управления.
А вот порядок её получения с 1 октября 2014 года изменился.
Новый механизм только внедрен в действие, а поэтому говорить о его эффективности пока не беремся. Поживем-увидим…
Источник: Обозреватель