Кому выгоден учет тепла в коммунальном хозяйстве Украины?
Одной из самых обсуждаемых и социально острых тем последнего времени стала стоимость энергоносителей и учет их потребления.
Причина такого интереса понятна и обоснована: стремительный рост тарифов хоть и прогнозировался, но стал шоком для украинцев во время острого экономического кризиса и войны на востоке Украины.
И у подавляющего большинства населения нет ни понимания причин роста коммунальных платежей, ни способов сэкономить свои деньги за счет рационального использования энергоресурсов.
В этом информационном вакууме широко распространяются и набирают колоссальный вес любые популистские и недобросовестные «экспертные» заявления.
Из последнего, что слышал: «Тепло – это побочный продукт производства электроэнергии и должно быть для людей бесплатным». Или вот еще: «Учет потребления энергоносителей невыгоден монополистам, потому что их цель – обобрать народ».
Не вдаваясь в оценку уровня профессионализма и гражданской ответственности вещающих подобный абсурд, постараюсь дать ответы на вопросы, как на самом деле обстоят дела с учетом энергоресурсов с точки зрения специалистов теплокоммунэнерго.
Читайте: Тарифы на электроэнергию в Украине отпускаемую населению начиная с 1 апреля 2015 года
Тарифы на газ в Украине с 1 апреля 2015 года для населения Украины
Проанализируем ситуацию на примере столицы и «Киевэнерго«.
Начну с того, что прозрачный и корректный учет произведенного и реализованного товара является одной из главных задач любого производителя. И предприятия теплокоммунэнерго – не исключение.
Каждый руководитель подтвердит: чтобы эффективно управлять компанией, планировать ее развитие, необходимо максимально точно контролировать движение товара по всей цепочке – от производителя до конечно потребителя.
Для предприятий теплокоммунэнерго основной товар – это тепло. Этот товар доводится до потребителя в виде услуг по центральному отоплению и горячему водоснабжению. И для «Киевэнерго» постановка учета тепла является одной из основополагающих задач, иначе невозможно построить эффективную систему работы, цивилизованный прозрачный бизнес.
Начало комплексной программы учета было положено в 2012 году: первым этапом мы обеспечили все свои источники тепла (котельные и ТЭЦ) приборами учета отпускаемого в городские сети тепла. Потом посчитали, сколько выработали тепла, сколько отдали в сеть и сколько реализовали потребителю. Соответственно, получили возможность своевременно усиливать узкие места системы теплоснабжения и балансировать ее, снижая объемы потерь в сетях за счет реконструкции и модернизации.
Следующий этап – учет потребляемого тепла домами-потребителями. Это позволит сделать цепочку поставки товара абсолютно понятной и прозрачной и для нас как производителя, и для нашего потребителя.
Здесь ситуация сложнее, поскольку несинхронизированное законодательное поле и неразбериха в зонах ответственности исполнителя услуг и балансодержателя дома, порождает много проблем и манипуляций.
Несколько слов об истории вопроса. До 2014 года, согласно законодательно распределенным зонам ответственности в сфере ЖКХ, установка общедомовых приборов учета была закреплена за балансодержателями жилых домов и исполнителями услуг – т.е ЖЭКами, ОСМД, ЖБК. А задача поставщика теплоэнергии (предприятия теплокоммунэнерго, и «Киевэнерго» в частности) состояла в том, чтобы произвести и подать тепло до стенки дома.
Установка счетчиков происходила хаотично: одни домоуправители их ставили, другие – нет. Оптовый тариф для исполнителя услуг (жилищных контор) был примерно на 15% ниже тарифа для жильцов (т.е. конечных потребителей). И сюда входила оплата работы ЖЭКов по установке и поверке счетчиков.
Несколько лет назад городские власти передали для хранения на склады «Киевэнерго» около 1,5 тысячи домовых счетчиков тепла, приобретенных за бюджетные субвенции, для дальнейшей установки в жилом фонде столицы.
Оказалось, что по основным параметрам эти счетчики не позволяли выстроить корректную систему учета, и на годы процесс построения системы учета теплоэнергии в городе затормозился.
Будучи остро заинтересованными наведением порядка в тепловом хозяйстве и внедрении системы комплексного учета, уже в 2013 году «Киевэнерго» приступает к системной установке счетчиков тепла на домах за свой счет.
Тогда компания за заемные средства установила первые домовые счетчики. И только в 2014 году мы смогли убедить национального регулятора, который нам устанавливает тарифы (НКРЕ) в необходимости включить в инвестпрограмму (тариф) установку счетчиков. И таким образом получили возможность «оприборить» еще 540 столичных домов. По факту установили больше – около 680. Кстати, в том же 2014 году перепрограммировали и отдали обратно городу 180 комплектов, хранившихся на складах «Киевэнерго».
Таким образом, «Киевэнерго» инициировало в столице процесс постановки учета тепла задолго до того, как в июле прошлого года в связи с изменением законодательства, мы получили статус исполнителя услуг.
На сегодня уже 50% жилых домов столицы оборудованы счетчиками тепла. И Киеву нужно еще около 5 тысяч счетчиков теплоэнергии по центральному отоплению и 4,6 тысячи – для учета горячего водоснабжения жилых домов.
Интересы «Киевэнерго» в постановке городской системы учета теплоснабжения полностью совпадают с интересами городской власти.
У КГГА есть программа установки домовых счетчиков тепла за бюджетные средства.
Соответственно, устанавливая в год по 1,5-2 тысячи домовых счетчиков мы и город, совместными усилиями за три года обеспечим весь Киев приборами учета.
В первую очередь оборудуем счетчиками энергоемкие объекты (большие многоквартирные комплексы). Это позволит «Киевэнерго» раньше установленного срока обеспечить полностью те 70% жителей столицы, для кого мы являемся исполнителем услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Напомню, что остальные 30% киевлян получают тепло от Дарницкой ТЭС и небольших теплоисточников.
На днях прозвучал призыв городской власти ускорить процесс установки счетчиков: из-за роста тарифов нужно выполнить трехлетнюю программу за год. Конечно, задача сверхамбициозная и сложная, это серьезный вызов финансовым и организационным возможностям и города, и «Киевэнерго».
Для нас это дополнительные 655 миллионов гривен на покупку, проектирование и установку счетчиков. На данный момент источника финансирования данной инвестиции нет, поскольку инвестпрограмма 2015 года предусматривает только 150 миллионов гривен на эти цели.
Но речь тут не только о финансировании. Устанавливая счетчики на дома, мы убедились в следующем. Без ответственности эксплуатирующей организации и каждого жителя в выполнении программы учета тепла нам не обойтись.
Балансодержатели, например, весьма неохотно идут на заключение договоров о сохранности приборов учета. Притом, что счетчики устанавливаются в доме – т.е. на их территории и в интересах их жильцов.
На сегодня у нас есть достаточно плачевная статистика: из установленных нами счетчиками украдены или выведены из строя около 150. Только за последние пару месяцев на Троещине было украдено больше 20 счетчиков.
И если взаимная ответственность не будет осознана, каждый житель столицы не возьмет на себя ответственность за общее имущество, коммунальное хозяйство будет нечувствительно к любым, даже самым прогрессивным, реформам.
Автор Александр Фоменко, генеральный директор ПАО «Киевэнерго»
Источник: kiev.pravda.com.ua