Расчет цены на электроэнергию для населения по-новому когда ждать повышения тарифов
Власти сделали ещё один серьёзный шаг на пути урегулирования долгового кризиса на электроэнергетическом рынке, грозящего вылиться в значительное повышение цен на электроэнергию для одного из двух сегментов потребителей – промышленности или населения. Этим шагом стало одобрение изменений модели переходного PSO. Документ, содержащий новые правила, которые влияют на формирование цены для населения (неизменны с 2017 года), был опубликован через неделю после утверждения Кабмином. Неожиданно для всех в окончательную редакцию документа был введён пункт об ограничении цены продажи для «Энергоатома» и «Укргидроэнерго». По словам экспертов и участников рынка, он сводит на нет весь ожидаемый позитивный эффект от переходного PSO. Не исключено, что этот пункт появился благодаря лобби тепловой (угольной) генерации, которая может значительно выиграть от утверждённых изменений, отмечают они. Все это может привести к дальнейшему накоплению долгов на электроэнергетическом рынке, что в результате выльется в существенное повышение цен электроэнергии.
Почему механизм электроPSO решили изменить
С помощью механизма PSO, цены на электроэнергию для бытовых потребителей, сохраняются на неизменном фиксированном уровне с 2017 года: они установлены на одинаковом уровне по всей территории Украины. Как сообщалось в «исторической справке» предоставленной НКРЭКУ в ответ на запрос 112.ua, в апреле 1999 года, цены на электроэнергию для населения были установлены на экономически обоснованном уровне. После этого они увеличивались в два этапа в 2006 году (по 25% каждое повышение – с 1 мая и с 1 сентября), также в 2011 году (была введена градация уровней тарифов для отдельных групп потребителей, в зависимости от объемов потребления).
Еще одно постановление было принято в феврале 2015 года: согласно ему, было запланировано поэтапное повышение цен на электроэнергию для населения в течении двух лет: последний раз их уровень был повышен в марте 2017 года. С переходом к рыночной модели в оптовом сегменте рынка электроэнергии в минувшем году, сохранение цен на этом же уровне, было обеспечено за счет обязательств, возложенных на две государственные генерации «Энергоатом» и «Укргидроэнерго»: их обязали передавать 80% (изначально 85%) и 35% соответственно от объёма произведённой электроэнергии госпредприятию «Гарантированный покупатель» (ГАРПОК) для обеспечения населения электроэнергией по неизменной с 2017 года цене (в рамках механизма PSO).
Как неоднократно сообщалось, в силу различных причин возник долговой кризис, спровоцировавший ряд кризисных явлений. В непростое положение попал «Энергоатом», заявивший о дефиците средств на выплату зарплат, покупку топлива для атомных блоков. Задолженность стала причиной отставания от утверждённых сроков реализации основных строительных работ госоператора АЭС. Для выплат заработной платы, «Энергоатом» был вынужден привлечь банковские кредиты. Он также попросил ГФС о рассрочке в выплате налоговых обязательств, так как не имеет средств погасить их, сообщил член комитета ТЭК Верховной Рады, нардеп Сергей Нагорняк. Общий объем задолженности ГАРПОК перед «Энергоатом» по состоянию на 1 июля составляла 7,43 млрд грн. Долг ГАРПОКа перед «зеленой генерацией» по состоянию на начало августа достиг почти 20 млрд грн, что сопровождалось и ростом долга оператора магистральных электросетей «Укрэнерго», который компенсирует дефицит средств ГАРПОКа (на выполнение специальных обязательств PSO) из тарифа на передачу. «Укрэнерго» должен ГАРПОКу ориентировочно 17 млрд грн.
Для урегулирования ситуации правительство утвердило комплекс мер. В частности, были уменьшены «зеленые тарифы». Ещё одной вехой должен был стать переход на модель финансового PSO, которая предполагает, что генерации, на которые возложены обязательства PSO — «Энергоатом» и «Укргидроэнерго» будут продавать электроэнергию на рынке, компенсируя Поставщикам универсальных услуг (ПУУ) разницу фиксированной цены поставки населению с рыночной ценой денежными средствами, а не товарной электроэнергией как это делается сейчас (с участием ГАРПОК).
В начале июля, глава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Валерий Тарасюк сообщил, что полноценное финансовое PSO может быть введено с 1 января 2021 года, а уже с 1 августа текущего года будет действовать переходная модель финансового PSO.
И.о. предправления «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий тогда же уточнил, что имплементация переходной модели финансового PSO позволит не повышать значительно размер нового тарифа на передачу, что минимизирует последствия для промышленных потребителей. Эффект от изменений оценивался на уровне 4 млрд грн в год – на эту сумму удалось бы уменьшить задолженность, которая из месяца в месяц продолжает накапливаться. В сумме с законодательным снижением зелёных тарифов это бы дало суммарный эффект около 11 млрд грн в год.
Как изменили механизм PSO
5 августа правительство сообщило об одобрении постановления «О внесении изменений в Положение о возложении специальных обязательств на участников рынка электроэнергии для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электроэнергии» согласно которому, доля электроэнергии, отпускаемой «Энергоатомом» на нужды PSO для населения уменьшается с 80 до 50-55% от прогнозного объёма выпуска, а «Укргидроэнерго» — с 35% до 30%. Оставшуюся электроэнергию госкомпании смогут свободно продавать на оптовом рынке, что должно значительно улучшить их финансовое положение, говорится в тексте правительственного сообщения.
«Принятые изменения позволят «Энергоатому» продавать около 40% электроэнергии в сегменте двухсторонних договоров. Реализация норм документа позволит уменьшить профицит электроэнергии на рынке на «сутки вперед», уменьшить объёмы небалансов электроэнергии (из-за чего электроэнергия «Энергоатома» до сих пор продавалась с 45%-м дисконтом», — ред.) и улучшит финансовое положение ГАРПОКа, приводились в сообщении Кабмина слова и.о. министра энергетики Ольга Буславец, произнесённые на заседании Кабмина, на котором одобрили документ.
На доработку одобренного постановления было выделено три дня, но и по их истечению, документ из стен Кабмина не вышел. 10 августа «Энергоатом» и «Укргидроэнерго отменили торги, которые как ожидалось пройдут уже по новым правилам. На них госокомпании должны были продать ГАРПОКу электроэнергию в рамках PSO по 10 грн/МВт-ч. В пресс-службе «Энергоатома» уточнили, что объявят новый аукцион после обнародования постановления.
Только 12 августа текст постановления наконец появился на сайте Кабмина. Главной неожиданностью для всех стал пункт, согласно которому было установлено ограничение нижнего уровня цены отпуска электроэнергии во всех рыночных сегментах, включая двусторонние договора для «Энергоатома» и «Укргидроэнерго». Оно должно быть на уровне не ниже покрытия цены себестоимости, которая должна рассчитываться по приведённой в документе формуле.
«Эта формула была внесена незаконно. Все согласования происходили без нее. На всех обсуждениях, не было согласования этого вопроса (продажи не ниже себестоимости), через несколько дней уже публикуется решение уже с этой формулой», — заявил нардеп Сергей Нагорняк на вчерашнем отраслевом мероприятии Energy Talk Show Electricity Market 2020. Он отметил, что «странным образом решение не публиковалось несколько дней»: «Очевидно пришло техзадание от всем известной компании и внесли эту формулу». »Мы будем с этим разбираться и с тем, кто должен нести ответственность за эти незаконные действия», — заверил присутствующих Нагорняк.
Отвечая ему, на этом же мероприятии советник врио министра Ольги Буславец Александр Трохимец пояснил, что логика требования продавать электроэнергию не ниже себестоимости продиктована желанием властей не допустить убытков госкомпаний: »Вспомним, компанию «Центрэнерго», которая за последний год нагенерировала столько убытков, что никто не может дать ответа почему так произошло», — говорил Трохимец.
Что плохого в формуле?
Согласно формуле, приведённой в постановлении, цена «Энергоатома», ниже которой продавать электроэнергию он не может, составляет 1,4 грн за КВт/час, пояснил аналитик рынка электроэнергии компании ExPro Дмитрий Сидоров: «Таким образом, расчётная «себестоимость» минимум в два раза превышает реальную, которая у «Энергоатома», например, по итогу 2019 года составляла 47 коп за КВт/час. Это ограничивает госкомпанию в возможности маневрировать по цене, особенно в условиях профицита. Это не рыночная мера».
Отметим, что 1,4 грн это даже выше цены средневзвешенных значений на рынке на «сутки вперед» (РСВ). В результате, «Энергоатом» будет накапливать профицит электроэнергии, из-за чего будет вываливаться с РСВ на «балансирующий рынок» (наказания за перепроизводство), где вынужден отпускать электроэнергию со значительным (до 45% дисконтом), предупреждает Сидоров. На балансирующем рынке, электроэнергию по выгодным ценам подхватывают «тепловики» (угольная генерация), которая может резко снизить выработку электроэнергии (разгрузиться). Затем они очень выгодно перепродавали приобретённые на балансирующем рынке объемы в сегменте двухсторонних договоров. Как сообщалось, весной и в начале лета, не менее половины выкупаемых и продаваемых таким образом объёмов на балансирующем рынке выкупались «Центрэнерго», которая затем продавала их компании «Юнайтед энерджи» и ферросплавным предприятиям Игоря Коломойского. »Сложившаяся ситуация играет на руку тепловикам», — подтверждает Сидоров.
О том, что ситуация будет развиваться в таком ключе, предупредил и вице-президент «Энергоатома» Герман Галущенко: »Если имеем нижнюю границу цен, мы не можем опускаться по цене (ниже установленной отметки), даже если цена на рынке ниже. Нельзя в рынке иметь ограничения цены – это не рынок. Мы будем выпадать на небалансы, а деньги получать через 2 месяца (после фактической продажи электроэнергии)».
«Формула, появившаяся в конечном варианте, делает условия энергорынка еще более несправедливыми и дискриминационными для «Энергоатома». Она фактически администрировала ценообразование госкомпаний на свободном рынке. Сделала их не конкурентоспособными и фактически устранила их со свободного рынка. С высокой долей вероятности можно сказать, что 40% электроэнергии «Энергоатома» теперь будут попадать на балансирующий рынок, где будут покупаться за бесценок другими участниками и затем продаваться на основных площадках по рыночным ценам», — написал в Facebook помощник президента «Энергоатома» Олег Слободян.
Украина могла бы легко избежать ситуации, при которой могли бы возникать вопросы в отношении продаж электроэнергии госкомпаний ниже себестоимости очень просто: достаточно имплементировать европейский регламент о мониторинге на энергетических рынках (REMIT regulation), с помощью которого урегулируются вопросы применения санкций в отношении манипуляции с ценами и сговора участников рынка, отмечает Сидоров: »Поскольку речь идет о коммерческой информации, право видеть ее может быть предоставлено только лишь, к примеру, НКРЭКУ и Антимонопольному комитету. Если они видят, что «Энергоатом» стабильно продает электроэнергию какому-нибудь субъекту по заниженной цене, они вполне могут вмешаться».
Долги продолжат накапливаться – придется повышать цены
Таким образом, при нынешнем варианте «переходного PSO» рассчитывать на анонсированный эффект уменьшения финансового давления минимум на 4 млрд грн в год, нечего. «Очевидно, эффект будет меньшим», — говорит Дмитрий Сидоров.
Это означает, что долги продолжат накапливаться и властям не останется ничего другого, кроме непопулярных шагов. Не исключено, что в ближайшее время они придут к решению о более радикальном повышении тарифа «Укрэнерго» (компенсирует дефицит средств ГАРПОКа на выполнение специальных обязательств из тарифа на передачу). В середине июля, находясь под перекрёстным огнём, который вели все крупные промышленные производители, яростно сражавшиеся против возможного повышения цен, НКРЭКУ смогла лишь незначительно повысить тариф на передачу «Укрэнерго» — с 155 до 240 грн Мвт/час, тогда как рассматривалось повышение хотя бы до 327,97 грн, что тоже было недостаточно для покрытия дефицита средств у «Укрэнерго» на расчеты с ГАРПОКом.
Повышение тарифа «Укрэнерго» может быть менее радикальным, если властям удастся договориться о привлечении банковских кредитов на покрытие задолженности, считает Сидоров. В частности, нынче появилась идея привлечь заёмные средства не только ЕБРР, ЕИБ и Всемирного банка, но и около 10 млрд грн госбанков, ставки по кредитам, которых намного выше, чем мировых финансовых институций.
Как неоднократно сообщалось, если выход из сложившейся ситуации не удастся найти вообще, что уже осенью власти окажутся перед необходимостью отменить фиксированные цены PSO и повысить цены для населения до рыночного уровня. Также, не исключено, что для начала они пойдут на полумеры, согласно которым будут отменены льготы для категории населения, которая потребляет до 100 кВт/час и платит не 1,65 грн, а 0,8 грн. Такие предложения уже озвучивались весной. В этом случае, повышение цены на электроэнергию почти в два раза, затронет не менее 40% простых украинцев.
Рынок газа для населения как правильно менять поставщика август 2020 года
В IV квартале 2020 года цена газа будет больше 5 грн газсбыты