
Феномен фейковых офисов
Шуй Чжоу платит за то, чтобы приходить в офис каждый день.
В Китае развивается необычный и востребованный бизнес: молодые безработные платят специально созданным компаниям, чтобы притворяться их сотрудниками. Популярность такой практики приводит к росту числа компаний, предоставляющих эти услуги.
Тенденция развивается на фоне слабого экономического роста и высокой безработицы среди молодежи — больше четырнадцати процентов. Поскольку найти настоящую работу становится все труднее, некоторые предпочитают платить за то, чтобы ходить в офис, вместо того чтобы сидеть дома.
У тридцатилетнего Шуй Чжоу был бизнес в сфере общественного питания, но в 2024 году он разорился. В апреле этого года он начал платить 30 юаней в день (около четырех долларов) за посещение фейкового офиса компании Pretend To Work в Дунгуане, примерно в ста километрах севернее Гонконга.
Там он присоединяется к пяти «коллегам», которые делают то же самое — притворяются, что работают.
«Я чувствую себя очень счастливым, — говорит Чжоу. — Мы как будто работаем вместе, как одна команда».
Компании вроде Pretend To Work появляются сейчас в крупных городах Китая, включая Шэньчжэнь, Шанхай, Нанкин, Ухань, Чэнду и Куньмин. Обычно они выглядят как полноценные офисы с компьютерами, конференц-залами и чайными комнатами.
Их «сотрудники» могут ничего не делать или использовать компьютеры для поиска работы и запуска стартапов. В стоимость дня обычно включены обед, перекусы и напитки.

Почему молодые люди идут в фейковые офисы
По словам специалиста по китайской экономике Кристиана Яо, такие имитационные «офисы» помогают молодым людям обдумать следующие шаги в поиске постоянной работы или временной подработки.
Чжоу наткнулся на Pretend To Work через социальную сеть Сяохуншу и решил, что офисная среда повысит его самодисциплину. Сейчас он работает в «офисе» уже четвертый месяц.
Он отправил фотографии «офиса» родителям, и теперь они спокойнее относятся к его безработице. Обычно Чжоу приходит между восьми и девятью утра и остаётся до позднего вечера, иногда до одиннадцати. Другие «сотрудники» стали его друзьями: вместе они «работают», шутят, играют и ужинают.
В начале года 23-летняя Сяовень Тан из Шанхая арендовала такое рабочее место на месяц. Она показывала фотографии «офиса» университету как подтверждение стажировки, а сама писала онлайн-романы для карманных расходов.
По мнению Бяо Сяна, это способ дистанцироваться от общества и справиться с отсутствием возможностей трудоустройства.
Фэй Ю, владелец Pretend To Work в Дунгуане, говорит: «Я продаю не рабочее место, а чувство собственного достоинства тем, кто не хочет чувствовать себя бесполезным». Его бизнес был быстро востребован: в течение месяца все рабочие места были заняты.
Большая часть клиентов — недавние выпускники университетов, которые делают фотографии для подтверждения стажировки, а остальные — фрилансеры и авторы киберлитературы. Средний возраст таких арендаторов — около тридцати лет.
Фэй Ю рассматривает свой бизнес как социальный эксперимент, который помогает людям сохранить респектабельность и даже приобрести новые навыки, например, в области искусственного интеллекта.
Фактически, такие офисы становятся переходным этапом на пути к настоящей занятости и развитию профессиональных навыков.
Фейковые офисы в Китае показывают, как молодежь адаптируется к сложностям рынка труда. Они создают безопасное пространство для экспериментов, обучения и подготовки к реальной карьере, помогая сохранять дисциплину, психологическое равновесие и социальные связи, пока молодые люди ищут постоянную работу. Благодаря такой практике даже имитация работы может стать полезным этапом на пути к настоящей занятости и профессиональному росту.
По материалам сайта bbc.com