Несмотря на то, что следующий год — предвыборный и теоретически пенсионеры могли бы рассчитывать на дополнительные «плюшки» от властей, им наоборот намереваются серьезно закрутить гайки.
Уже со следующего года в Украине могут ввести тотальную верификацию получателей пенсий. Она подразумевает, в частности, массовые сверки данных в региональных подразделениях ПФ со взятием отпечатков пальцев, заменой пенсионных удостоверений и прочие мероприятия, которые вряд ли обойдутся без больших очередей и нервотрепок, сообщает сайт «Страна«.
Не исключено, что за счет таких проверок власти смогут если и не лишить человека всей пенсии, то, как минимум, урезать ее размер, скажем, признав незаконными те или иные надбавки.
Чиновники вспомнили и о работающих украинцах. В 2019 году контроль за выплатами ЕСВ (он является главным «наполнителем Пенсионного фонда) заметно усилят. Для этого правительство уже готовит соответствующую нормативную базу. Собственно, первые сигналы о «вымогательствах» ЕСВ от бизнеса поступают уже сейчас.
Все эти нововведения, якобы, должны сделать систему пенсионных выплат более справедливой. Но на самом деле, по словам экономиста Алексея Куща, власти попросту лихорадочно ищут способы залатать дыры в Пенсионном фонде. В бюджете на следующий год только официальный дефицит ПФ заложен на уровне 167 млрд. грн. Плюс — будет еще так называемая «дыра в дыре» — 10-20 млрд. грн., взять которые попросту неоткуда, кроме как залезть в карманы рядовым украинцам и бизнесу, — говорит экономист Виктор Скаршевский.
«Страна» разбиралась что будет с пенсиями и пенсионерами в следующем году.
Разорительные пенсии
С 2019 года потребности Пенсионного фонда резко вырастут. Во-первых, на 25% повысят пенсии экс-военным. История с выплатами бывшим военным тянется уже второй год. Согласно постановлению Кабмина № 704, пенсии для этой категории граждан должны быть привязаны к окладам действующих военных. Те повысили еще в 2017 году. А пенсии должны были вырасти с 1 января 2018 года. Но тогда, несмотря на массовые бунты военных пенсионеров, доплат так и не было. Ссылаясь на нехватку денег, правительство решило индексировать выплаты экс-военным в три этапа — в 2018 году на 50%, с 1 января 2019 года — на 25%, с 1 января 2020 года — еще на 25%. То есть, анонсированное властями увеличение пенсий военным является не чем иным, как плановой индексацией. Но на нее, по оценкам Виктора Скаршевского, понадобится не менее 8-10 млрд. грн.
Во-вторых, согласно пенсионной реформе, должны проиндексировать выплаты для всех остальных пенсионеров. Точный процент прибавки высчитают по формуле «50% инфляции плюс 50% от повышения средней заработной платы» уже после того, как Госстат определится с окончательными цифрами по инфляции и зарплатам за 2018 год. Но в среднем, по словам Скаршевского, пенсии должны вырасти на 18-20%.
В-третьих, постоянно активничают так называемые узкие пенсионные группы — экс-милиционеры, переселенцы и др. Они отсуживают себе прибавки через суды. И государство вынуждено их платить.
Как рассказал «Стране» активист, пенсионер системы МВД Игорь Сухарь, 12 декабря должно состояться очередное заседание Верховного суда по вопросу размера пенсий для экс-силовиков. «Речь идет о доплатах за особенные условия труда. Они могут составлять до 50% от размера базовой пенсии, но в существующих справках их нет. А коэффициенты за премиальные очень маленькие. К примеру, до выхода на пенсию этот показатель лично у меня составлял 200%, а сейчас — всего 0,5%. Высокие коэффициенты поставили только министерским. Это дело будет показательным. Если мы его выиграем, сможем массово выигрывать в судах более низких инстанций», — говорит Сухарь.
Сам он, кстати, уже выиграл несколько судов. В частности, смог добиться увеличения предельного размера пенсии — изначально он составлял 70% от прежней зарплаты, а сейчас — 85%.
Но денег в Пенсионном фонде не хватает уже сейчас. ПФ с лета регулярно «одалживает» у Госказначейства, чтобы обеспечить более-менее стабильный график выплат. Недавно парламент внес изменения в бюджет-2018, перераспределив на Пенсионный фонд еще 10,7 млрд. грн. Это помимо уже заложенного дефицита ПФ около 140 млрд. грн., который покрывается за счет бюджетных средств.
В следующем же году, с учетом планируемых надбавок, денег на пенсии нужно будет еще на 20% больше — порядка 400 млрд. грн. В бюджете -2019 заложен дефицит ПФ на уровне 167 млрд. грн. «При этом уже сейчас можно прогнозировать, что дополнительная дыра в ПФ составит не меньше 15-20 млрд. грн.», — говорит Скаршевский.
ЕСВ-эксперименты
Причина хронического пенсионного проста — ЕСВ, который платят со своих зарплат все украинцы, и который является главным наполнителем Пенсионного фонда, банально не хватает. В этом году его, скажем, соберут только 200 млрд. грн. То есть, вдвое меньше, чем нужно на пенсии.
В Кабмине уже прошел обсуждения законопроект о повышении качества администрирования ЕСВ. В ближайшее время он должен быть передан в парламент.
В документе прописано сразу несколько нововведений. Во-первых, планируется усилить натиск на существующих плательщиков ЕСВ. Их можно заставить платить больше, во -первых, вытянув зарплаты из тени, а, по-вторых, добившись большего процента официального трудоустройства.
«Если предположить, что у нас 50% экономики работает в тени, то за счет легализации зарплат в конвертах, можно получить вместо 200 млрд. грн. — 400 млрд.грн. И этого полностью хватит на выплаты пенсий. Правда, добиться такого показателя в обозримом будущем нереально», — говорит Скаршевский.
Чтобы увеличить сбор ЕСВ, в Кабмине планируют усилить санкции против неплательщиков налога. Они коснутся руководителей предприятий, просрочивших выплаты. Им готовят всяческие «мелкие пакости», по аналогии с неплательщиками алиментов, скажем, могут запретить выезжать за границу, наложить арест на имущество и пр. Плюс — огромные штрафы для предприятия, которые могут составлять до 20% от суммы «просрочки».
Собирать больше налогов власти планируют и за счет легализации трудоустройства. В частности, намерены проверить сотрудничество бизнеса с ФЛП, под видом которых, как полагают власти, скрываются обычные наемные сотрудники. Их попросту не оформляют в штат, чтобы сэкономить на налогах. «Возможно, надавив на бизнес, властям удастся вытянуть какое-то число физлиц-предпринимателей из тени и получить дополнительно 1-2 млрд. грн. ЕСВ», — подсчитал Алексей Кущ.
В правительстве также считают, что контроль за уплатой ЕСВ будет более тщательным, если передать его от ГФС — в Пенсионный фонд, а точнее, специально созданное при ПФ подразделение (такая система уже действовала в Украине до 2013 года).
«Мы предлагаем сконцентрировать основные полномочия в ПФ. Пенсионный фонд после реализации этого закона перестанет быть выплатной кассой, а станет именно страховым фондом, который обеспечит два необходимых для такого учреждения направления: политику доходов и политику выплат», — пояснил министр соцполитики Андрей Рева.
Другое готовящееся нововведение — снятие ограничений на ЕСВ с больших зарплат. Сейчас налог насчитывается на зарплаты до 55 тыс. грн. Скажем, если оклад —100 тыс.грн. и более, то с него все рано платится ЕСВ в пределах 11 тыс. грн.
В законопроекте предлагается повысить эту планку до 25 минимальных зарплат (в 2019 г— более 104 тыс. грн.). Плюс — ввести регрессивную шкалу ЕСВ — чем больше зарплата, тем меньше налог. Таким образом стандартная ставка с 22% может уменьшится до 5% для зарплат, превышающую 270 минималок. «Это может дать еще несколько дополнительных миллиардов гривен ЕСВ, хотя кардинально проблему не решит. Есть мнение, что регрессивная ставка ЕСВ, наоборот, загонит большие зарплаты в тень», — предположил Кущ. По подсчетам Минсоцполитики, бюджет сможет получить дополнительно от ЕСВ с больших зарплат 3,4 млрд. грн.
Охота на пенсионеров
Натиск на работающих украинцев будет идти параллельно с «зачистками» самих пенсионеров. «Страна» уже писала о законопроекте «О верификации и мониторинге государственных выплат», который разработал и передал на утверждение правительства Минфин.
В нем прописана схема верификации получателей всех государственных льгот, в том числе, и пенсий. Если документ примут, в Украине будет сована своего рода «полиция» по льготам, которая станет тщательно проверять имеет ли человек право на ту или иную выплату. Причем, на время проверки — до 30 дней — сможет останавливать выплаты. Проверяющие смогут проверять все, начиная от законности суммы насчитанной вам пенсии и заканчивая особенностями ее получения (скажем, если человек прописан в Украине, а живет на неподконтрольной территории).
Но для пенсионеров готовятся и дополнительные нововведения. В частности, есть идея заставить их дважды в год проходить проверку в региональных подразделениях Пенсионного фонда — являться туда лично и заполнять регистрационную карту. Плюс — нужно будет переоформить удостоверение (фото будет вклеиваться на месте, чтобы исключить возможность стороне вклейки фото другого человека). Есть даже идея брать отпечатки пальцев у пенсионеров. Правда, пока эти экстравагантные ноу-хау в конкретных документах не прописаны.
«Все эти предложения нарушают конституцию Украины и здравый смысл. И, если и будут введены, могут быть обжалованы в судах. У нас есть различные реестры, по которым ПФ может проверить законность получения пенсии тем или иным человеков. А если есть сомнения — работники Пенсионного фонда должны сами приезжать к пенсионерам уточнять интересующие их детали, а не наоборот. Ситуация, когда старики умирают в очередях за пенсиями, попросту ненормальна», — говорит старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры Ростислав Кравец.
Виктор Скаршевский добавил, что провести верификацию пенсионеров можно было бы очень легко и без их физического участия — для этого всего лишь нужно объединить все имеющиеся в Украине базы данных. Но власти почему-то не спешат этого делать, как и проводить аудит ПФ, который должен был закончиться еще 9 месяцев назад. «Возможно, потому, что именно в мутной воде строить пенсионные схемы проще всего», — подытожил эксперт.