Украинцам готовят новый закон о пенсиях что изменится

Украинцам готовят новый закон о пенсиях что изменится

Украинцам готовят новый закон о пенсиях что изменится
Украинцам готовят новый закон о пенсиях что изменится

Население Украины «стареет», значительная часть трудоспособных молодых людей выезжает за границу, поэтому в государственном Пенсионном фонде создается дефицит, и его приходится дотировать из госбюджета. Солидарная система пенсионного обеспечения не может обеспечить украинцам приемлемые пенсии.

В большинстве развитых стран существует трехуровневая пенсионная система, которая обычно включает выплаты из бюджета или государственного пенсионного фонда (это солидарная система, или первый уровень), выплаты из фондов или других финансовых учреждений, куда по принципу накопления вносили взносы за своих работников работодатели или они сами (обязательная накопительная система), и выплаты от финансовых структур, куда люди делали добровольные финансовые взносы во время работы (добровольная накопительная система).

О необходимости введения многоуровневой системы пенсионного обеспечения в Украине говорится уже давно. Специалисты давали рекомендации изменить пенсионную систему еще в начале 2000-х. В последние 10 лет в Раде было зарегистрировано несколько законопроектов по этой теме, но дальше разговоров дело не дошло.

В прошлом году, 27 декабря, в Верховной Раде был предложен новый законопроект (№2683), который может дать старт введению второго уровня пенсионного обеспечения – общеобязательного накопительного.

Пенсионное казначейство

Структура обязательной накопительной пенсионной системы согласно законопроекту будет достаточно сложной. Деньги граждан, уплаченные в виде взносов на общеобязательное накопительное страхование, будут поступать в Пенсионное казначейство. Эту юридическую структуру должен создать Кабмин в виде юридического лица публичного права. Управляться Пенсионное казначейство будет сразу двумя структурами. Вести (администрировать) счета участников обязательной накопительной системы будет какой-то привлеченный Центральный администратор. А управлять делами Пенсионного казначейства (то есть, контролировать его деятельность) будет Совет Пенсионного казначейства в составе 5 человек, которые будут избранные на конкурсной основе.



Несмотря на то, что деньги украинцев будут поступать в Пенсионное казначейство, распоряжаться ими эта структура права не будет иметь . Законопроектом также предусмотрено, что Пенсионное казначейство будет существовать на отчисления с пенсионных средств – но не более 0,1% от стоимости накопленных активов (а в первые два года существования его расходы будут покрываться государством).

Все перечисленные работниками деньги Пенсионное казначейство будет передавать на сберегание в банки-хранители. Там средства не будут лежать мертвым грузом, дожидаясь, пока их владелец не выйдет на пенсию. Чтобы деньги украинцев не обесценились, их заставят работать и обрастать процентами.

Распоряжаться собранными средствами в период их хранения будут компании по управлению активами и негосударственные пенсионные фонды. Работник сможет сам выбирать, кому доверить свои деньги. А также решать, как собственно должны использоваться его деньги, то есть выбрать пенсионный портфель: сбалансированный, консервативный, или динамический. Форма будущих пенсионных выплат тоже может быть разная: единовременные, ускоренные, программные, пожизненные.

Задача Пенсионного казначейства – помочь работнику с выбором управителей и пенсионного портфеля, а также распределить его деньги между несколькими компаниями-управителями (диверсифицировать).

«Пенсионное казначейство предназначено в первую очередь для лиц, которым по определенным причинам будет трудно определиться с выбором того или иного финансового института (авторизованной компании по управлению активами или авторизованного негосударственного пенсионного фонда) и который на конкурентных началах привлекает других субъектов рыночной инфраструктуры (компании по управлению активами и хранителей) для обеспечения эффективного инвестирования и защиты средств участников», – сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Размер накопительного взноса

В законопроекте №2683 говорится, что отчисления на обязательное накопительное пенсионное обеспечение будут делать и работодатели (помимо ЕСВ), и сами работники. Работодатели обязаны будут перечислять 2% от размера заработной платы сотрудника, а каждый работающий украинец – минимум 1%, а если есть желание – и больше. Работодатель будет обязан также пропорционально дополнять взносы работника собственными взносами в размере до 5% от суммы заработной платы такого работника.

Отметим, что, в отличие от действующей солидарной системы, при накопительной системе взносы являются собственностью человека, который их платил. Они поступают на его персональный счет, право пользования ими наступает только после выхода на пенсию. А в случае смерти человека эти деньги переходят к его наследникам (законопроектом предусмотрено, что они получат единоразовую выплату).

Однако, обязательными отчисления на накопительные пенсии будут только у наемных работников. Предприниматели и другие самозанятые люди будут платить такие взносы лишь в добровольном порядке.

Не обесценятся ли накопленные пенсионные деньги

Экономисты по-разному  оценивают введение обязательного пенсионного накопления. Так, президент инвестиционного фонда «Универ» Тарас Козак считает, что это позволит увеличить размер пенсий для тех граждан, которые будут делать отчисления в систему обязательного накопительного страхования.

«Этот законопроект только внесен, и он еще наверняка будет претерпевать изменения. Так что пока я могу сказать только одно: хорошо, что он внесен в Раду. Внедрение второго уровня пенсионного обеспечения, обязательного накопительного, давно стоит в повестке дня, фактически с 2003 года. И отсутствие такой системы – большая проблема в нескольких аспектах. Во-первых, без накопительной системы пенсионеры не могут жить богато. В условиях старения населения, экономических кризисов, выезда за границу трудоспособного населения средств в Пенсионном фонде не хватает, и его надо дотировать из бюджета. То есть солидарная система сама по себе не работает. Во всех странах уже поняли, что солидарная система не может обеспечить более-менее достойную пенсию. Нужен комплекс из нескольких видов пенсий. Во-вторых, накопительные пенсии – это «длинные» и дешевые деньги в экономике. У нас вот плохие дороги, старые коммуникации – вся инфраструктура городов изношена на 100%. Их надо менять, но где взять на это деньги? У государства таких денег нет. А привлекать инвестиции – дорого, ведь водовод или канализация окупаются только за 20 лет. Во многих странах мира используют на эти цели деньги пенсионных фондов, которые имеют «длинные» деньги, то есть которые люди платят годами и десятилетиями, но не используют их. К тому же это дешевые деньги. То есть если инфляция 2%, пенсионный фонд готов размещать эти деньги под 3-4%. Такие дешевые деньги больше взять неоткуда. А так, с одной стороны, гражданин будет иметь более надежную инфраструктуру и еще и доходы на свой вклад», – отмечает Тарас Козак.

В то же время экономист-аналитик Борис Кушнирук не так позитивно оценивает нововведение. А более надежными и выгодными считает пенсионные вклады, которые точно не «сгорят», например, в недвижимость.

«Я был и остаюсь сторонником внедрения накопительного уровня, но исключительно как добровольного. Потому что фактически это будет новый обязательный налог, а нам нужно уменьшать давление на бизнес и на население, чтобы не было попыток укрываться от официального трудоустройства. Двухуровневая система была бы лучше. Причем я также сторонник того, чтобы обязательные взносы были снижены до минимума. При этом, конечно, надо понимать, что государство не сможет обеспечить гражданам какую-то достойную пенсию, это нереалистическая задача в условиях, когда количество работающих сокращается по отношению к пенсионерам. Это общемировая тенденция, свойственная большинству развитых стран. Государство должно брать на себя обязательство гарантировать только определенный минимум. Потому что когда человек вступает в пенсионный возраст и у него нет накопленных средств, государство все равно обязано ему платить какой-то минимум. Но при этом нужно создавать систему стимулов, чтобы люди самостоятельно накапливали себе на пенсии. Причем я сторонник, например, такой формы накопления, как вклад в собственную недвижимость. И это впоследствии должно приносить человеку доход: он может сдавать свою недвижимость в аренду, может ее продать и получить деньги. И таким образом он будет иметь более гарантированный доход, чем пенсионные фонды или страховые компании, которые могут обанкротиться и оставить человека ни с чем», – объясняет Борис Кушнирук.

Источник: Хвиля





Оставьте комментарий