Почему украинцы и дальше будут бегать за справками октябрь 2015
Еще в июле стало известно, что согласно постановлению Минюста, информацию из Госреестра о владельцах жилья и нежилых помещений многоквартирного дома члены ОСМД смогут получить безвозмездно.
Тогда сообщалось о том, что члены ОСМД будут получать справку из Госреестра вещных прав на недвижимость бесплатно.
Деловая столица пишет, что заявление руководства Минюста об отмене в стране с 1 октября 2015 года бумажных справок, оказалось, мягко говоря, преувеличением.
Согласно заявлению первого замминистра юстиции Украины Натальи Севостьяновой, с 1 октября этого 2015 года при обращениях граждан ни одна государственная организация больше не имеет права требовать от них справки. Об этом же на своей странице в Facebook заявил министр Павел Петренко. Однако украинцы зря обрадовались — «справочная» революция не состоялось, и о полном избавлении от бюрократической волокиты пока рано мечтать.
Речь идет о том, что от граждан не будут требовать только лишь извлечения и выписки из госреестра прав на недвижимое имущество, а также госреестра юрлиц ифизлиц-предпринимателей. Местные власти, суды, милиция, прокуратура, налоговая, СБУ и другие органы госвласти должны будут самостоятельно получать эти документы.
Но это новшество ненамного облегчит жизнь гражданам, ведь по-прежнему им придется носить кучу других бумажек — копию паспорта, идентификационный код, извлечение из земельного кадастра, справку о составе семьи и так далее. И, судя по всему, придется по собственной воле снабжать чиновников извлечениями и выписками из реестров недвижимости и бизнеса. Дело в том, что на сегодняшний день далеко не все госструктуры и органы местного самоуправления подключены к этим реестрам. К примеру, по словам министра юстиции Павла Петренко, только каждая десятая из 486 райгосадминистраций имеет доступ к имущественному реестру и 84 — к реестру юрлиц и физлиц-предпринимателей. Немного более трети центров предоставления административных услуг подключены к реестру прав на недвижимое имущество, а к бизнес-реестру — ни одного.
«Местные власти продолжают саботировать подключения к реестрам имущества и бизнеса. Чиновники не хотят менять систему, когда они могли гонять украинцев по инстанциям до тех пор, пока не получат взятку», — утверждает Павел Петренко. У «саботажников» свои доводы: хотя государственное предприятие «Национальные информационные системы» бесплатно устанавливает программное обеспечение и подключает к реестрам, для эксплуатации и сопровождения этого ПО необходимо заключать договор, и за это нужно будет платить. Кстати, до недавнего времени они изящно выходили из положения: отсылали запросы в госучреждения, которое имеют доступ к реестрам, и получали через некоторое время необходимые извлечения и выписки. Но вот с 1 октября чиновникам запретили выручать своих коллег.
Как теперь госорганы будут выходить из ситуации — непонятно. Возможности получить информацию из реестров у них нет, но и послать людей за извлечениями и выписками они не могут. В результате украинцы могут остаться без нужных документов. «В крайнем случае, если гражданам и компаниям позарез нужны какие-то документы, для оформления которых необходима информация из этих реестров, им придется самим ее получать», — говорит партнер ЮФ «КПД Консалтинг» Владислав Кисиль. К слову сказать, сделать это несложно при условии, что есть интернет. Такая услуга доступна на сайте Минюста в рубрике «Электронные онлайн-сервисы». А вот тем, у кого нет интернета, придется идти на поклон к чиновникам и просить их о помощи, естественно, за вознаграждение. «Извлечение или выписку из госреестра может получить сам чиновник, зайдя на сайт Минюста как физическое лицо», — говорит Владислав Кисиль. Так что борьба с бюрократами-взяточниками может обернуться новым всплеском коррупции в госучреждениях и органах местного самоуправления.
О реальной «справочной» революции можно будет говорить тогда, когда чиновники будут получать информацию со всех 20-ти реестров. Тогда украинцам не придется, к примеру, при оформлении пособия на ребенка, приносить паспорт, идентификационный код, копии свидетельства о рождении малыша, справку о составе семьи и так далее. Согласно официальной статистике Минюста, ежегодно украинские граждане и компании около 5 млн раз обращаются в органы регистрации за справками, выписками, извлечениями и другими бумажками, которые к тому же имеют ограниченный «срок годности». «Каждый раз на такую справку тратится в лучшем случае 6 часов — сначала нужно отстоять очередь, чтобы подать документы, а затем — чтобы забрать. Реально же процедура может занимать несколько дней на каждом этапе, поскольку попасть к регистратору с первого раза не так уж просто. Таким образом, минимум 30 миллионов человеко-часов каждый год тратится на то, что в цивилизованном мире уже давно делают одним кликом мышки и распечатывают на принтере», — констатирует народный депутат Андрей Помазанов.
Впрочем, с 1 января 2016 года (01.01.2016) власти обещают облегчить жизнь украинцам, сократив количество административных услуг, для получения которых нужны всяческие справки, в пять раз — с нынешних 3 тыс. до 570. Такое новшество содержится в законопроекте «О перечне административных услуг и плату за их предоставление», который разработало Министерство экономического развития и торговли. «Сейчас некоторые справки выдаются бесплатно, за другие надо заплатить около 20 гривен, а есть и такие, которые обходятся в 100 и более гривен. С одной стороны, с уменьшением бумажной бюрократии снизится поступление денег в казну. Но, с другой стороны, это сэкономит деньги граждан и улучшит условия ведения бизнеса в стране, что позитивно скажется на инвестициях», — говорит юрист консалтинговой компании SAFIR Law & Finance Вячеслав Бойко.
Это всё потому, что у нас очень огромный чиновничий аппарат, который противится всему новому, чтобы не потерять власть и работу. Задумайтесь : зачем такому городу, как Херсон иметь три района? Это три райсовета, три райисполкома с массой дармоедов, получающих зарплаты, льготы, бюджетное содержание и т.д. и т.п. Вполне достаточно было бы только горсовета (с сокращением численности депутатов), горисполкома ( сокращением количества отделов) и городского головы.