Начало года всегда считалось не самым лучшим периодом для ведения бизнеса, кроме сфер, связанных с производством и торговлей товарами первой необходимости. После новогодн-рождественских празднований кошельки потребителей заметно опустошаются. Поэтому наступает своеобразная пауза — продуктовые супермаркеты распродают остатки завезенных к праздникам товаров, ритейлеры отдыхают от новогодних распродаж, а производители только начинают изготавливать новый запас продукции. Практически нет скидок, на “фронте” выгодных промокодов тоже затишье — в общем, складывается впечатление, что покупатели и продавцы несколько устали друг от друга и решили отдохнуть в гордом одиночестве. Только перед Днем Святого Валентина начинается процесс просыпания от “спячки”, и потребительский рынок снова оживает. Однако этот год — особенный, так как идет война, а значит ситуация по-любому не похожа на все предыдущие. Украина впервые встретила Новый год под взрывы снарядов и запуски вражеских ракет вместо фейерверков и петард. Что изменилось в январе и первой половине февраля по сравнению с концом 2022 года?
Год новый, тренды старые
Новогодние и Рождественские праздники положительно сказались на прибыли наземных и онлайн торговых точек и в то же время существенно истощили семейный бюджет украинцев. Хотя средний чек праздничного подарка в этом году снизился примерно на треть, высокий уровень инфляции сделал его еще менее “ценным”. Получилась забавная, но не радостная картина: можешь потратить на 30% меньше средств, а купить на них в состоянии тоже гораздо меньше — но уже где-то в 2 раза. К тому же кошельки украинцев в октябре-декабре опустели из-за ажиотажного спроса на генераторы, повербанки и прочие энергосберегающие приборы (например, бесперебойники, инверторы, стабилизаторы). Детальнее о потребительских предпочтениях наших соотечественников в этот период можно прочитать тут. Так что пришлось подходить к выбору подарков и накрытию праздничного стола более рационально.
Вообще господствующая тенденция прошлого года — экономия и планирование покупок продолжилась и в январе-феврале. По данным социологического опроса, проведенного накануне Дня Святого Валентина, приобретать что-либо спонтанно, не обращая внимание на ценники, имеют возможность только 15% украинцев. 10% ответили, что все зависит от вида товара. А вот 75% наших сограждан вынуждены “наступать на горло” собственной песне — личным предпочтениям и годами выработанным привычкам — и совершать покупки, исходя из соображений максимально бережного отношения к семейному бюджету. Поэтому подарки к дню всех влюбленных в этом году были гораздо более скромными, но зато искренними, что называется, от души.
Нельзя не сказать о настоящем тренде 14 февраля — отказаться от презентов друг другу, а сэкономленные деньги задонатить на армию или гуманитарную помощь пострадавшим от вражеских обстрелов. Война поменяла отношение украинцев ко многим вещам. Но, главное — заставила понять, что нужно беречь друг друга и делать все возможное для приближения нашей победы.
Тройка лидеров среди продуктов питания обновилась на две третьих
Если говорить о лидерах начала года среди самых покупаемых продуктов питания, то молочка сохранила свои позиции. Курятина, как самый дешевый вид мясных продуктов, вытеснила из тройки лидеров колбасные изделия (перед праздниками их закупали в значительном количестве). Снизился спрос на фрукты (те же цитрусовые — настоящее украшение новогоднего стола, но в обычные дни многие ограничивают их потребление из-за достаточно высокой цены) и овощи. Последние также подорожали после праздников. А вот место алкогольных напитков заняли кондитерские изделия. Ведь даже во время войны хочется позволить себе хотя бы маленькую радость. Да и какой праздник влюбленных без сладкого?