Вопрос послевоенного восстановления — это не повод для популизма и громких заявлений, заоблачных ожиданий от репараций или забегания вперед с международной поддержкой. Это комплексный, мультифакторный проект внутри государства, который должен начинаться сегодня.
Рынок недвижимости — среди приоритетных направлений восстановления.
Только по предварительным данным мы потеряли более 23 млн кв.м жилья. Добавьте к ним еще минимум 10 млн кв. м устаревшего, морально изношенного жилья, которое тоже должно быть изменено.
Наша первоочередная задача: с помощью внутренней экспертизы, понимания потребностей и ожиданий аудитории и экономической конъюнктуры спроектировать жилье, которое будет соответствовать современности, создавать новый урбанистический ландшафт и городской фон. А главное — станет местом комфортной, разносторонней, насыщенной жизни.
Имея 890 тыс. кв. м в портфеле на разных стадиях, проектируя экосистему для жизни в пределах исторического центра, новые центры притяжения в духе полицентризма в других районах города, а также создавая масштабный загородный эко-кластер, в котором совмещена и малоэтажная квартирная застройка, и формат таунхаусов, мы имеем доступ к анализу большой выборки реальных людей, которые формируют спрос на жилье в стране.
Проанализировав трансформацию их запросов за последний год, а также трендов и тенденций на мировом рынке девелопмента, я четко вижу ряд обязательных характеристик качественного девелоперского продукта.
Экосистема для жизни
Мыслить надо не квадратными метрами и количеством котлованов, а планами комплексного развития территории. Сегодня и в дальнейшем спрос на объект формируется не за счет демпинга цен и манипулирования ценовыми ожиданиями, а за счет того, какой формат, стиль жизни, центр притяжения будет создавать этот объект в пределах микрорайона или даже всего города.
Мы видим, что людей, несмотря на все сложности реалий нашего времени, привлекают проекты, где комплекс вписан в природный ландшафт (лес, водоем на территории), где близость к природным аттракциям совмещена с разноплановым миксом инфраструктуры.
Покупателей интересуют новые региональные центры: комплексы, которые способны быть доминантами своего района благодаря пространственному зонированию, инфраструктурному наполнению, линейке планировочных решений.
Лучше всего эту тенденцию подтверждают показатели продаж: в апреле мы вернули треть от довоенных объемов, превысив общерыночные показатели восстановления как минимум в четыре раза.
Это говорит о том, что покупатель, который сегодня есть на рынке и готов инвестировать в квадраты, выбирает прежде всего по ощущениям, поэтому на смену экономики массмаркет-потребления приходит экономика впечатлений и ценностей.
Энергоэффективные решения
Энергонезависимость и энергоэффективность из разряда дополнительных атрибутов качества перешли в обязательные элементы концепции жилых комплексов. Теперь это вопрос не просто экономии на коммунальных платежках, но и элемент энергетической безопасности и залог, что в случае каких-то экстремальных ситуаций жизнедеятельность комплекса не остановится.
Энергетический террор россиян и убытки, нанесенные нашей энергосистеме, стали драйверами для рынка. В перспективе следующих пяти лет доля энергоэффективных решений в ЖК Украины будет расти. Это будут совершенно разные по весу и значению проекты.
Мы решили не ждать подходящего момента и уже имеем кейс проектирования домов с использованием технологии геотермальных насосов. Принцип действий подобных решений в том, что для терморегуляции здания используются не дорогие энергоносители, а тепло земли. Грунт становится источником тепла зимой, а летом работает на охлаждение. В результате вы получаете комфортный микроклимат и сбережения.
Сейчас, по данным Международного энергетического агентства, тепловые насосы удовлетворяют около 10% глобальной потребности в отоплении зданий, но, я убежден, что в ближайшей перспективе ситуация будет меняться. Ведь, план REPowerEU, где говорится об удвоении темпов использования теплонасосов, а в Украине, напомню, есть «Концепция стратегии модернизации зданий до 2050 года», в которой также указан курс на «использованием чистой энергии из местных возобновляемых источников, сбросного тепла, тепловых насосов», правда, для зон с низкой плотностью тепловой нагрузки (усадебная застройка), а для многоквартирной застройки предлагается подключение к эффективному центральному теплообеспечению.
Мы со своей стороны готовы показать, как геотермальные теплонасосы можно и нужно использовать и для комплексной застройки, снижая потребление ресурсов минимум на 45%.
Готовое жилье — приоритет
Запрос на готовые квартиры с ремонтом, учитывая потребности в качественном жилье, в стране колоссальный и будет продолжать расти. Только за 2021 и 2022 годы он вырос на рынке на 60%.
Для покупателя это проверенный способ сэкономить не менее 45% стоимости подобного ремонта своими силами, более 300 сэкономленных часов, нервов и сил и гарантия того, что все работы и качество материалов будут на самом высоком уровне, ведь компания отвечает за это своим именем.
Заехать и жить сегодня актуально, как никогда, потому что квартирный вопрос насущный для десятков тысяч семей по всей стране.
Правда, будущее не за типичными тремя вариантами, которые отличаются максимум цветовой гаммой, а за дифференцированной линейкой и персонализированными решениями. Люди стремятся выбирать стиль, наполнение, цвета, иметь возможность что-то менять и добавлять. Именно поэтому я верю в кастомизацию продукта. Готовность идти навстречу людям, слышать их потребности, а не впаривать типовые планировочные решения и дизайн-проекты, делает продукт востребованным сегодня и нужным завтра.
Александр Насиковский управляющий партнер группы компаний DIM