Украинцам советуют перерегистрировать свою недвижимость новые правила февраль 2016 года
Эксперты: вносить данные в электронный реестр не обязательно, но желательно – это на 100% гарантирует ваше право на собственность.
В Украине в полную силу после переходного периода заработали новые правила регистрации прав на недвижимость. В силу вступила новая редакция закона «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и их обременений».
«Сегодня» выяснила главные изменения: теперь единственным документом, подтверждающим право собственности на квартиру, является выписка из Единого госреестра вещных прав на недвижимость; вносить изменения в реестр могут теперь не только нотариусы, но и департамент госрегистрации Минюста (бывшая Госрегистрационная служба), органы власти, вплоть до сельсовета; а за внесение в реестр данных придется платить.
ЗАЧЕМ. По словам юриста Владимира Столитнего, специализирующегося на вопросах недвижимости, новшества направлены на то, чтобы гражданам и юридическим лицам стало проще узаконить свое право на дом, квартиру и другую недвижимую собственность, например предприятие или офисное здание. «Если раньше договора купли-продажи, мены, дарения, вступления в наследство регистрировал только нотариус, то сейчас это можно сделать, например, в центре предоставления административных услуг, а со временем — даже в сельсовете, если его должностные лица (председатель, секретарь) получат доступ к реестру (их аккредитация должна начаться с апреля этого 2016 года. — Авт.), — говорит Столитний. — Особенно это актуально в глубинке, ведь в райцентрах нотариусов мало, и очередь к ним расписана на недели вперед, а в селах их вовсе нет».
ЧТО ДЕЛАТЬ. Как разъяснили нам в Минюсте, реестр недвижимости действует с 1 января 2013 года, и если до этой даты дом, квартира и т. д. не меняли собственника, то в реестре такого объекта нет. Он может быть внесен либо в электронный реестр БТИ, который формировался в 2010—2012 гг. и теперь используется БТИ как архив, либо в бумажный архив БТИ. Владельцам недвижимости, которые не собираются ее продавать, дарить, завещать, вносить сейчас данные в реестр не обязательно, все бумажные документы на право собственности действительны.
Но внести желательно по двум причинам. Первая — в будущем придется это сделать (например, владелец умрет, и встанет вопрос об оформлении наследства) и надо идти в БТИ за справкой, что недвижимость действительно есть в реестре (штамп о регистрации на самом документе не в счет). Вторая — внесенная в реестр недвижимость гарантированно защищена от аферистов, предупреждают в Минюсте, а вот жилье, зарегистрированное в бумажном реестре, может быть перепродано втайне от владельца. Внести недвижимость в новый реестр можно у нотариуса (это дороже, от 300—500 грн) либо в центре админуслуг (они есть в крупных городах, цена услуги — 34 грн).
МИНУСЫ. Риелтор Максим Ермоленко опасается, что увеличение количества лиц, допущенных к реестру, замедлит или остановит его работу (сайт ляжет): «Возрастает вероятность ошибок, а то и злоупотреблений, если документы начнут оформлять в сельсоветах, а не нотариусы». По словам Столитнего, необоснованно завышена плата за срочную регистрацию смены права собственности: если она проводится за 2 часа, надо уплатить 5 минзарплат (6890 грн, раньше — бесплатно), за сутки — 2 минзарплаты (2756 грн), а если за 14 рабочих дней — всего 137,8 грн.
«Большинство будут ждать две недели, но до 2016 г. нотариус вносил данные в реестр и выдавал выписку из него в течение часа! За две недели ожидания есть опасность, что квартиру перепродадут еще раз», — говорит Столитний.