Изменения в Налоговом кодексе Украины с 2016 года

Изменения в Налоговом кодексе Украины с 2016 года

24 декабря 2015 года Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс. Перед новым годом Президент подписал законопроект. Учитывая, что основные изменения были опубликованы официально уже в 2016 году, когда страна праздновала, еще раз напомним, что поменялось в Налоговом кодексе и к каким сюрпризам уже в скором времени следует готовиться украинцам.

31 декабря 2015 года Налоговый кодекс Украины был опубликован в спецвыпуске парламентской газеты «Голос Украины».

О том, как эти изменения принимались, уже было сказано немало «теплых слов». Кулуарные договоренности, многочасовые торги с аграриями и главная «страшилка» о «МВФ у порога» – это если коротко.

Как уже отмечалось, налоговые изменения были необходимы для принятия государственного бюджета на следующий год. Без этого невозможно было бы просчитать доходную часть сметы страны.

Предполагалось, что проект бюджета будет писаться на базе налоговой реформы, но из трех версий, которые мы видели, ни одна не дошла до финала.

Первый вариант – проект Минфина с его концепцией «все по 20». Второй – проект альтернативной версии реформы, подготовленный депутатами и экспертами. Обеим сторонам не удалось прийти к согласию.

Был и третий – так называемый «компромиссный вариант». Но как оказалось в итоге, это были те же самые разработки Минфина с минимальными уступками. Поэтому он так же не дошел до сессионного зала.

Чтобы не гневить международных стейкхолдеров, в правительстве решили перенести налоговую реформу на следующий год и ограничиться точечными изменениями в Налоговый кодекс, необходимыми для принятия бюджета.

 

Ключевые ставки

Налог на прибыль 18%
Налог на доходы физических лиц 18%
Единый социальный взнос 22%
НДС 20%

 

Налог на прибыль

Ставки налога на прибыль, как видим, остаются на уровне 2015 года.

Как и ранее, налог на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, уменьшается на сумму начисленного за отчетный период налога на недвижимое имущество. Речь идет именно о жилой недвижимости, а не земельных участках.

Кроме этого, новый Налоговый кодекс больше не определяет периодичность и сроки предоставления декларации по налогу на прибыль, а также порядок уплаты авансовых взносов. С 1 января авансовые взносы в размере 1/12 суммы налога за предыдущий год отменяются.

Но авансовые взносы при выплате дивидендов остаются и будут выплачиваться так же, как и раньше.

 

2015

2016

1. Ставка: 18% 1. Ставка: 18%
2. База:

Рассчитана на основе ПСБУ или МСФО (для публичных компаний, или по выбору)

2. База:

Рассчитана на основе ПСБУ или МСФО (для публичных компаний, или по выбору)

3. Возвращается квартальный отчетный период для тех, кто имеет доходы более чем 20 млн грн
4. Отказ от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

 

НДС

Состав плательщиков налога, объект налогообложения и ставки НДС фактически остаются такие же, как и в 2015 году.

Главное изменение, которое вызвало яростное сопротивление со стороны аграрных холдингов и привело к скандалу в Совете, это спецрежим НДС. Его решили сохранить лишь на 2016 год, а полная отмена произойдет с 1 января 2017 года.

Впрочем, как сообщают СМИ, в парламенте накануне зарегистрировали уже три законопроекта, которые предусматривают возврат спецрежима НДС для сельхозпроизводителей на 100%, как это было раньше.

Еще одна скандальная норма, вызвавшая большой резонанс и заставившая часть зерновых экспортеров перекрывать трассы перед новым годом, касается бюджетного возмещения.

Речь идет, в частности, о ведении и официальной публикации двух регистров бюджетного возмещения НДС.

Один – для регистрации заявлений так называемых «автоматчиков», у которых доля экспорта в объеме выручки превышает 40%, а стоимость основных фондов не менее 1/3 заявленных к возмещению сумм. Второй – для всех остальных.

При этом, налоговый орган может исключить налогоплательщика из числа «автоматчиков», например, если налоговики не найдут его по его юридическому адресу.

В обоих реестрах указаны данные не только о поступлении заявлений и их обработке, а и данные о дате заключения, которое направлено государственному казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет плательщика НДС, дате и сумме НДС, которая была фактически возмещена.

Это должно якобы помочь сделать систему возврата НДС из бюджета более прозрачной и удобной для налогоплательщиков. Как будут применяться эти реестры на практике и помогут ли плательщикам НДС в борьбе за возврат налога из бюджета, увидим уже скоро.

 

2015 2016
1. Ставка:

a) общая – 20%

b) экспорт – 0%

1. Ставка:

a) общая – 20%

b) экспорт – 0%

2. Фармацевтическая продукция – 7% 2. Фармацевтическая продукция – 7%
3. Специальный режим для сельскохозяйственных компаний. Согласно спецрежиму, начисленная сумма НДС не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении предприятия. 3. Введение на 2016 год переходных условий в применении сельхозпроизводителями спецрежима налогообложения. Начиная с отчетного периода января 2016 года, сумма НДС будет распределяться таким образом:

При поставке зерновых и технических культур: 85% – в государственный бюджет, 15% – перечисляется на спецсчет.

При поставке продукции животноводства: 20% – в государственный бюджет, 80% – перечисляется на спецсчет.

При поставке других с/х товаров и услуг: 50% – в государственный бюджет, 50% – перечисляется на спецсчет. Отмена спецрежима с 1 января 2017 года.

4. Восстановление права на возмещение НДС для всех экспортеров зерновых и технических культур
5. Введение официальной публикации 2 реестров возмещения НДС с отражением в нем данных о плательщике налога, заявленных к возмещению из бюджета сумм налога и состояния их возмещения.

 

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

В 2016 году будет применяться базовая ставка 18% ко всей сумме налогооблагаемой базы, независимо от ее размера. Военный сбор остается без изменений и будет уплачиваться в таком же порядке.

Базовый размер налоговой социальной льготы уменьшается до 50% размера прожиточного минимума на 1 января отчетного налогового года. В 2016 году это будет 689 грн.

Несмотря на ожидания, предельная сумма дохода, которая будет давать право на применение налоговой социальной льготы, не изменится. Она составит в 2016 году 1930 гривен.

 

Налог на доходы физических лиц

2015

2016

1. Заработная плата

Ставки:

0% – для 0,5 размера минимальных месячных заработных плат (609 грн.); предоставляется для заработных плат не выше 1 710 грн15% до 10-кратного размера минимальных месячных заработных плат (12 180 грн) 20% на сумму превышения 10-кратного размера минимальных месячных заработных плат (12 180 грн)

1. Заработная плата

Ставки: 0% – для 0,5 размера минимальной месячной заработной платы (689 грн.); предоставляется для заработных плат не выше 1 930 грн – в 2016 году 18% – к размеру заработной платы без ограничения

2.Военный сбор 1,5% 2.Военный сбор 1,5% (продление на 2016 год)
3. Доходы отличные от заработной платы и инвестиционного дохода – 20% 3. Доходы отличные от заработной платы, дивиденды от неплательщиков налога на прибыль – 18%
4. Другой доход

5% – дивиденды

20% – другой инвестиционный доход

4. Другой доход

5% – дивиденды

18% – другой инвестиционный доход, в том числе проценты по депозитам

5. Налогообложение пенсий – 15% от «минималки» (если размер пенсий выше 3 654 гривен) 5. Налогообложение пенсий – 15% от «минималки» (если размер пенсий выше 4 134 гривен)

 

Единый социальный взнос (ЕСВ)

Как и обещалось ранее, в 2016 году устанавливается единая ставка начисления ЕСВ.

Она составит 22% и будет применяться ко всем видам доходов, на которые ранее начислялся ЕСВ. Исключение составят только специальные ставки начисления ЕСВ для инвалидов (8,41%, 5,3% и 5,5%), которые останутся без изменений.

ЕСВ теперь будет платить только работодатель, а отчисления для работника в размере 3,6% отменяются.

Максимальная величина месячного дохода, на который начисляется ЕСВ, составит не 17, а 25 прожиточных минимумов. То есть: с 1 января – 34 450 грн (25 × 1378 грн), с 1 мая – 36 250 грн (25 × 1450 грн), с 1 декабря – 38 750 грн (25 × 1550 грн).

Кроме этого, в 2016 году отменяется и определение класса профессионального риска для работодателей и соответствующие проверки со стороны Фонда соцстрахования относительно правильности такого определения.

Независимо от системы налогообложения для всех предпринимателей база начисления ЕСВ остается без изменений.

 

2015

2016

1. База налогообложения

Заработная плата и некоторые доходы отличные от заработной платы и инвестиционного дохода

Не превышает 17 минимальных месячных заработных плат (20 706 грн)

1. База: налогообложение

Заработная плата и некоторые доходы отличные от заработной платы и инвестиционного дохода

Не превышает 25 минимальных месячных заработных плат (34 450 грн)

2. Ставки:

Работодатель – 36,76–49,7% (в среднем)

Рабочий – 3,6%

2. Ставки:

Работодатель – 20%

Рабочий – 0% (отмена ЕСВ 3,6%)

 

Упрощенная система налогообложения

Во время подготовки налоговой реформы звучали предложения нанести решительный удар по предпринимателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, предложив им ставку единого налога на уровне с налогом на прибыль, то есть 20%.

Однако Минфин вовремя осознал, что такое предложение приведет лишь к массовому избежанию регистрации сотнями тысяч «упрощенцев».

В итоге ограничились точечными изменениями, которые касаются изменения ставок для третьей и четвертой группы.

Так, для третьей группы сокращается максимальный оборот с 20 до 5 млн гривен, а также повышается на один процентный пункт ставка уплачиваемого налога – до 3% при условии уплаты НДС и 5%, если НДС не уплачивается.

Для четвертой группы также увеличена ставка – до 0,16-5,4% нормативно-денежной оценки 1 га земли

Для первой и второй групп ставки единого налога не изменятся. Они будут оставаться фиксированными, но при этом будут применяться к большему размеру минимальной зарплаты (базы налогообложения).

Количество наемных работников не ограничивается.

Законопроект также не предусматривает никаких изменений по РРО.

 

Упрощенная система налогообложения

2015

2016

Требования к плательщикам налога

І группа – ФЛП, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно торговлю на рынках или предоставляют бытовые услуги населению. Объем дохода – не превышает 300 тыс грн. І группа – ФЛП, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно торговлю на рынках или предоставляют бытовые услуги населению. Объем дохода – не превышает 300 тыс грн.
II группа – ФЛП, которые предоставляют услуги плательщикам единого налога или населению. Производство и продажа товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства. Наемные работники – до 10 человек. Объем дохода – до 1,5 млн грн. II группа – ФЛП, которые предоставляют услуги плательщикам единого налога или населению. Производство и продажа товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства. Наемные работники – до 10 человек. Объем дохода – до 1,5 млн грн.
III группа – ФЛП и юридические лица, которые имеют доход до 20 млн грн. III группа – ФЛП и юридические лица, которые имеют доход до 5 млн грн.
IV группа – с/х товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый год равна или превышает 75 % IV группа – с/х товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый год равна или превышает 75 %

База налогообложения и ставка

І группа – минимальная заработная плата. Ставка – до 10% минимальной заработной платы (121,8 грн), устанавливают местные советы. ЕСВ – 34,7% от минималки, или 422,65 грн І группа – минимальная заработная плата. Ставка – до 10% минимальной заработной платы (до 137,8 грн.), устанавливают местные советы. ЕСВ – 22% минималки, или 303,16 грн.
II группа – минимальная заработная плата. Ставка – до 20% минимальной заработной платы (243,6 грн), устанавливают местные советы. ЕСВ – 34,7% базы начисления или 422,65 грн II группа – минимальная заработная плата. Ставка – до 20% минимальной заработной платы (275,6 грн), устанавливают местные советы. ЕСВ – 22% базы начисления, или 303,16 грн.
III группа – доход. Ставка – 2% дохода – для плательщиков НДС, или 4% дохода без НДС. ЕСВ – 34,7% базы начисления или 422,65 грн. III группа – доход. Ставка – 3% дохода – для плательщиков НДС или 5% дохода – для неплательщиков НДС. ЕСВ – 22% базы начисления, или 303,16 грн.
IV группа: 0,09–1,35% нормативно-денежной оценки 1 га земли (в зависимости от вида земель) IV группа: ставки увеличены до 0,16 -5,4% нормативно-денежной оценки 1 га земли (в зависимости от вида земель)

 

Штрафы

Размеры штрафов

 

За нарушение предельных сроков регистрации электронных акцизных накладных и расчетов корректировки (в зависимости от срока задержки)

2-40% суммы акцизного налога с объемов горючего указанных в накладной/расчете корректировки
За не регистрацию акцизной накладной /расчета корректировки более 120 календарных дней 50% суммы налога с объемов топлива, на которые должна быть составлена накладная/расчет корректировки.
За реализацию топлива без регистрации плательщиком акцизного налога 100% стоимости реализованного топлива.
За допущение продавцом ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной 170 грн. + обязаны исправить такие ошибки.
За следующее не исправление указанных ошибок (в зависимости от срока задержки) от 10% суммы НДС, указанной в налоговой накладной, до 100% в зависимости от срока просрочки.
За допущение продавцом ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной 170 грн. + обязаны исправить такие ошибки.
За следующее не исправление указанных ошибок (в зависимости от срока задержки) от 10% суммы НДС, указанной в налоговой накладной, до 100%.

 

Другое

Налог на недвижимое имущество

2015

2016

Не облагаются налогом:

— здания промышленности и складские помещения промышленных предприятий;

— здания, сооружения сельхозтоваропроизводителей

 

Указанные льготы отменяются.

По данным Госкомстата площадь сданных в эксплуатацию зданий промышленности и складов за период 2010 – І квартала 2015 года составляет 5 056 тыс кв м.

Ставка налога:

1) до 2% МЗП за 1 кв. м площади недвижимого имущества.

Устанавливается местными советами.

Ставка налога:

1) до 3% МЗП за 1 кв. м площади недвижимого имущества – для объектов жилой недвижимости, а также для объектов нежилой недвижимости. Устанавливается местными советами.

2) 25 000 грн на год – дополнительно для квартир и домов площадью более 300 кв м и 500 кв м соответственно

Льготы:

Для квартиры/квартир независимо от их количества – на 60 кв м.

Для жилого дома/домов независимо от их количества – на 120 кв м.

Для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного пребывания в собственности плательщика налога квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе долей) – на 180 кв м.

 

Льготы не меняются:

Для квартиры/квартир независимо от их количества – на 60 кв м.

Для жилого дома/домов независимо от их количества – на 120 кв. м

Для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного пребывания в собственности плательщика налога квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе долей) – на 180 кв м.

 

Налог на авто

2015

2016

Облагаются легковые автомобили, которые использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя более 3 000 куб. см.  

Налогом будут облагаться легковые автомобили класса «Люкс» стоимостью более 1 млн грн, в возрасте не старше 5 лет, независимо от объема двигателя.

Перечень автомобилей утверждается Кабинетом министров и размещается на сайте Минэкономразвития (на базе методики, которая учитывает марку, модель, год выпуска, тип и объем цилиндров двигателя, тип коробки передач, пробег автомобиля).

Ставка (за год) – 25 000 грн за автомобиль.  

Ставка (за год) – 25 000 грн за автомобиль класса «Люкс»

Количество автомобилей, которые подлежат налогообложению – 15 888 единиц  

Общее количество автомобилей класса «Люкс»

2011-2013 годов выпуска (безотносительно к стоимости таких авто) – 138 249 единиц (Mercedes-Benz, BMW, Lexus, Audi, Porsche, Infiniti, Land Rover, Jaguar, Bentley, Maserati, Rolls-Royce, Maybach, Aston Martin, Ferrari, Lamborghini, проч.)

 

Акцизы

Подакцизные товары Ставка 2015 года Ставка 2016 года
ликеро-водочные изделия 70,53 грн. за 1 л 100% спирта 105,8 грн. за 1 л 100% спирта
вина сухие 0,01 грн. за 1 л 0,05 грн. за 1 л
вина крепленые, вермуты 3,58 грн. за 1 л 7,16 грн. за 1 л
вина игристые 5,20 грн. за 1 л 10,40 грн. за 1 л
пиво 1,24 грн. за 1 л 2,48 грн. за 1 л
слабоалкогольные напитки 70,53 грн. за 1 л 100% спирта 211,59 грн. за 1 л 100% спирта
сигареты (специфика) 227,33 грн. за 1000 шт 318,26 грн. за 1000 шт
сигареты (адвалор) 12% от максимальных розничных цен без НДС 12% от максимальных розничных цен с НДС

 

Изменения в налогообложении добычи природного газа для коммерческих целей
2015 2016
Определение базы налогообложения по фактической цене реализации Цена, равная предельному (максимальному) уровню цены на природный газ, реализуемый промышленным потребителям, который устанавливается национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.  

Средняя таможенная стоимость импортируемого природного газа, сложившаяся в процессе его таможенного оформления во время ввоза на территорию Украины за налоговый (отчетный) период.

 

Ставка налогообложения природного газа, добытого из залежей на глубине до 5000 метров

55% 29%
 

Ставка налогообложения природного газа, добытого из залежей на глубине свыше 5000 метров

28% 14%
Базовый налоговый (отчетный) период для рентной платы за добычу нефти, конденсата, природного газа Календарный квартал с уплатой ежемесячных авансовых взносов  

Для рентной платы равен календарному кварталу, а для добычи природного газа – календарный месяц

Источник

 

Оставьте комментарий