После возобновления практики блокирования средств на арестованных по обращению исполнительной службы банковских счетах участились жалобы на действия банков. Почему иногда блокируют карточки в связи с уже выплаченными долгами и как исправить ситуацию?
В связи со вступлением в силу закона 3048-IX банки начали массово блокировать карточки украинцев за долги, о чем Фокус подробно рассказывает в своем новом обзоре. Однако некоторые клиенты банков начали жаловаться на блокирование средств в случаях, когда долги уже погашены, а исполнительное производство закрыто. Это иногда вызывает бурное недовольство.
«К сожалению, банк заблокировал счет в связи со старым исполнительным производством, которое было закрыто еще год назад. Нет больше желания пользования вашими услугами, хотя раньше была очень довольна», — выразила возмущение во время обсуждения в интернете клиентка одного из крупных банков
Как отметил в комментарии Фокусу Максим Боярчуков, управляющий партнер юридической компании «Максим Боярчуков и Партнеры», риск ошибочной блокировки счетов граждан, уже рассчитавшихся с долгами, существовал, существует и будет существовать.
Но сейчас, по словам Боярчукова, такие ситуации имеют место еще и потому, что в начале военного положения в Украине распоряжением правительства должникам с исполнительными производствами до 100 тыс. грн разрешили пользоваться средствами на арестованных счетах и банки, при поступлении новых постановлений об аресте средств, по всей видимости, такие постановления не выполняли и арест не налагали. Ведь это все равно не привело бы к блокированию средств.
Тем не менее, по информации Боярчукова, после вступления в силу закона 3048-IX банки обработали все поступавшие ранее постановления и поэтому возникли неединичные прецеденты ареста счетов по исполнительным производствам, которые по состоянию на данный момент уже выполнены.
Для решения проблемы Елизавета Алефиренко, юрист юридической компании «Муренко, Курявый и Партнеры» рекомендует следующую последовательность действий:
- обратиться в банк с просьбой объяснить причины блокировки счета и необходимые действия по разблокированию;
- при отсутствии документа, подтверждающего уплату исполнительного производства, обратиться к исполнителю и запросить копию документа с отметкой об уплате;
- подтвердить банку уплату исполнительного производства, предоставив соответствующий документ и попросить как можно скорее разблокировать счет.
В ПриватБанке в ответ на запрос Фокуса отметили, что во избежание подобных недоразумений клиентам, которые во время действия военного положения уже рассчитались с долгами, следует проконтролировать действия исполнителей по предоставлению банкам соответствующих документов об отмене арестов в связи с погашением долга.
Кроме этого, сейчас всем следует проверить наличие незакрытых исполнительных производств в Дії и записи в Едином реестре должников, ведь при неработающих в начале войны реестрах и сервисах и эмоциональной перегрузке было вполне возможно пропустить уплату, скажем, штрафа за нарушение ПДД.