16 октября 2015 года мобильный оператор «МТС-Украина» официально объявил о расширении стратегического сотрудничества с британской компанией Vodafone. В рамках новых договоренностей украинский оператор сменит бренд, получит поддержку в развитии 3G и внедрение новых функций. Но все так же останется во владении российской компании «Мобильные ТелеСистемы». Представители Vodafone отказались уточнять стоимость использования бренда, а также обсуждать возможный выкуп украинского оператора в будущем. Как сообщает Forbes, на данном этапе партнерства Vodafone не инвестировал в «МТС-Украина».
Сейчас партнерство «МТС-Украина» с Vodafone будет проходить в рамках использования европейского бренда, а также помощи западных коллег в запуске новых продуктов и сервисов, которые в Украине все еще остаются на достаточно низком уровне. В частности, речь идет об активном внедрении услуги 3G абонентам оператора: «МТС-Украина» серьезно отстает от «Киевстар» и life:). До этого дня услуга скоростного интернета была запущена только в двух крупных городах и нескольких локальных точках, тогда как у «Киевстара» уже подключены 16 административных центров и 354 города, а количество абонентов, пользующихся 3G, превысило 1 млн человек.
В запуске 3G и других услуг менеджеры «МТС-Украина» будут полагаться на опыт Vodafone: компания успешно запустила 3G в 26 странах и уже активно развивает в Европе формат 4G. «Сеть «МТС-Украина» соответствует международным стандартам, что даст возможность Vodafone обеспечить себе хорошую позицию на момент выхода на рынок», – уверяет Стефано Гастаут, руководитель Vodafone по развитию партнерских рынков. «Уникальный опыт Vodafone даст толчок развитию цифровой экономики и поспособствует выходу украинского рынка телекоммуникаций на новый уровень», – добавил директор «МТС-Украина» Олег Проживальский.
Не 3G единым
Основной упор при выходе на украинский рынок Vodafone сделает на 3G – пример «Киевстара» показал, что абоненты готовы платить за использование скоростного интернета больше и активно подключают новую услугу. Но 3G – это не только быстрый интернет. «Продуктовый портфель компании, кроме полноценного 3G, стоит пополнять за счет внедрения других инновационных сервисов и услуг. Тем более конкуренты постоянно экспериментируют в этом направлении», – добавляет Анатолий Фроленков, управляющий партнер E&C.
Ранее в интервью Forbes вице-президент компании Amdocs в Европе отметил, что скоростной интернет открывает перед мобильными операторами возможность запуска массы дополнительных услуг. В частности, одними из самых популярных могут стать финансы. У Vodafone уже есть успешный кейс запуска платежного сервиса на развивающемся рынке: сервис мобильных платежей M-Pesa был запущен в Кении в 2007 году и сейчас имеет 3,4 млн активных пользователей. В сентябре на сайте Укрпатента появилась информация, что этот же торговый знак – M-Pesa – зарегистрирован в Украине, что говорит о возможной подготовке запуска сервиса в скором времени.
Вдобавок у Vodafone есть опыт вывода на рынок различных развлекательных и бизнес-сервисов. С одной стороны, международный оператор сможет привести в Украину продукты вроде онлайн-поставщика фильмов и сериалов Netflix или музыкального стримингового сервиса Spotify. С другой – будут запущены бизнес-сервисы для корпоративного сектора. Сейчас Vodafone оказывает b2b-услуги почти 2000 компаний по всему миру, предоставляет доступ к облачным сервисам более чем 1000 компаний, а также занимает лидирующие позиции на M2M-рынке.
Еще один важный элемент сотрудничества – возможность развития международной сети роуминга. По словам Олега Проживальского, у Vodafone есть огромная сеть по всему миру, а также договоренности с десятками операторов в различных странах. За счет этого цены на роуминг удастся снизить, и сделать их максимально приближенными к тарифам внутри Украины. По мнению руководителя аналитического отдела ИК Concorde Capital Александра Паращия, это позволит оператору переманить часть клиентов других компаний. «Что важнее, МТС получит более дорогих клиентов. Обычно именно такие клиенты часто ездят за границу, и вопрос роуминга для них важен», – уверен аналитик.
Европейский бренд
Руководство мобильного оператора «МТС-Украина» уверяет, что сделка с Vodafone никак не связана с антироссийскими настроениями в обществе. На вопрос о возможных санкциях к компании Проживальский отметил, что предпосылок для этого нет. «Мы – украинская компания, и строим инфраструктуру для местных абонентов, которых у компании свыше 20 млн», – добавил гендиректор мобильного оператора.
Несмотря на все старания «МТС-Украина» (как то перевод активов голландской Preludium B.V., который состоялся в феврале), скрыть принадлежность к российской материнской структуре не удается. А связь с восточным соседом негативно влияет на репутацию. «Не секрет, что бренд МТС пошатнулся сразу под давлением двух факторов: во-первых, оператор откровенно проиграл гонку за 3G. Во-вторых, это чисто российская компания, что, мягко говоря, непривлекательно для украинцев, – поясняет CEO Allbiz Дмитрий Лисицкий. – Бренд Vodafone может быть решением обеих проблем, мощной попыткой перезапуска».
С этим мнением соглашается и Андрей Федоров, основатель и руководитель маркетингового агентства FEDORIV. По его словам, европеизация поможет сменить восприятие бренда конечными пользователями, несмотря на то что компания не сменит собственника. «Люди выбирают сердцем, не вникая в детали», – добавил Федоров.
Независимый консультант телеком-рынкаРоман Химич считает, что бренд Vodafone и был главной целью сделки между «МТС-Украина» и британской компанией. «Для МТС это возможность привлечь огромный символический капитал, который принесет крупнейшая европейская компания с полумиллиардом абонентов по всему миру. За это действительно есть смысл платить, – подчеркивает Химич. – При грамотном подходе у компании даже появилась возможность догнать своего извечного конкурента в лице «Киевстар».
Украинский телеком-рынок проходит период серьезных изменений. С одной стороны, «МТС-Украина» получает полностью европейский бренд. С другой – норвежская Telenor выходит из VimpelCom, что может сильно ударить по имиджевым позициям «Киевстар»: VimpelCom принадлежит LetterOne, во главе которой стоит российский бизнесмен Михаил Фридман. «Рост конкуренции среди операторов, безусловно, усилится. И это хорошо для потребителей, но плохо для существующих операторов – борьба за клиента ужесточится», – предупреждает Лисицкий.
Маркетинг-директор «Киевстар» Святослав Горбань уверен, что на их компанию появление Vodafone не повлияет. «Мы готовы к новым вызовам. «Киевстар» является лидером рынка, которому доверяют более 26 млн украинцев, за короткий срок компания стала крупнейшим мобильным 3G-оператором страны», – добавил Горбань. Представители life:) на момент публикации материала комментарий не предоставили.
Появление бренда Vodafone на украинском рынке – хороший сигнал для международного сообщества. По мнению Лисицкого, присутствие крупной глобальной компании укрепляет репутацию страны, хотя и преувеличивать значимость события не стоит. «Мы все же говорим о франшизе», – отметил CEO Allbiz.