Что такое накопительная пенсионная система и будет ли она введена в Украине уже с Нового 2017 года
«Страна» отвечает на 10 главных вопросов о накопительной системе получения пенсий, которая, в лучшем случае, заработает с 1 июля 2017 года
В 2017 году по планам правительства должны заработать изменения к закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которыми запускается накопительная система выплаты пенсий. Несмотря на то, что множество СМИ пишет, что накопления необходимо будет делать едва ли не с 1 января, сам закон пока не предусматривает никаких конкретных сроков. Что же будет с пенсиями в 2017-м, разбиралась «Страна», отвечая на главные вопросы.
1. Когда заработает накопительная система?
На последнем заседании Кабмина был утвержден среднесрочный план приоритетных действий правительства до 2020 года, который включает в себя запуск накопительной пенсионной системы, однако, и там нет конкретной даты. Вице-премьер Павел Розенко неоднократно прогнозировал, что эта система запустится со 2 половины будущего года.
«Пока накопительная система не заработает, — заявил вице-премьер Павел Розенко «Стране» в четверг, 29 декабря. — Потому что ВР не приняла соответствующий закон. Да, такой срок был в правительственном варианте, но законопроект Радой еще не рассматривался».
Впрочем, до конца сессии парламент еще может рассмотреть соответствующий законопроект, но в лучшем случае, система заработает не раньше, чем через полгода.
2. По какой системе сейчас насчитываются пенсии?
В наследство от СССР Украине досталась солидарная пенсионная система. В широком понимании она предусматривала, что с зарплаты каждого официально работающего человека идут отчисления в Пенсионный фонд, а человеку насчитывается пенсионный стаж. В свою очередь Пенсионный фонд за эти средства выплачивает пенсии пенсионерам. Для того, чтобы солидарная система была эффективной, необходимо выполнение двух условий — по-первых, работающих должно быть намного больше, чем пенсионеров. Во-вторых, работающие должны не утаивать свои доходы, а делать отчисления в Пенсионный фонд. В Украине же два года назад количество пенсионеров впервые превысило количество работающих, а в нынешнем году один работающий уже содержал двух пенсионеров. Ситуация с дефицитом пенсионного фонда резко усугубилась после того как ЕСВ снизили в два раза — до 22%.
Поэтому правительство давно хочет изменить систему выплаты пенсий на накопительную, в которой каждый человек откладывает на свою будущую пенсию деньги сам.
3. Как будет происходить накопление?
В теории каждый украинец, который моложе 35 лет (если система заработает с 1 июля 2017 года, то будет действовать для тех, кто родился не ранее 1 июля 1982 года) начинает самостоятельно отчислять часть своей зарплаты на накопительный счет. Воспользоваться средствами с этого счета можно будет только после выхода на пенсию. Такая форма будет обязательной для всех людей моложе 35 лет, а те, кто старше, могут присоединиться к накопительной системе на добровольных началах.
В 2017 году отчисления составят 2%, в 2018 — 3% и так далее, пока в 2022 году не станут 7%.
Но, кроме этих взносов, никуда не исчезают и отчисления на солидарную пенсионную систему — единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 22% от фонда заработной платы.
Как мы помним, с 2017 года минимальные зарплаты возрастут до 3200 гривен. А значит и повысятся отчисления из фонда заработной платы на ЕСВ.
Приведем пример. В 2017 году граждане, родившиеся после 1982 года, должны будут платить 20% на солидарную систему + 2% на накопительную. В 2018% — 19% ЕСВ + 3% накопления. В 2022 году и далее — 15% ЕСВ + 7% накопления.
Если система заработает с 2018 года, то сроки сдвинутся на 1 год.
4. Какие недостатки накопительной пенсионной системы?
Первый недостаток уже был упомянут выше — это то, что накопительная система заработает не сразу, а на протяжении многих лет работающим украинцам придется платить отчисления и по солидарной системе параллельно. Только когда умрет последний человек, который получает пенсию исключительно из солидарной системы, отчисления на нее прекратятся.
Еще один недостаток связан с тем, что результат этой реформы работающие украинцы увидят только минимум через 25 лет. Именно тогда первому поколению тех, кто будет накапливать пенсии, удастся воспользоваться средствами на своих счетах.
В нестабильной экономике накопительная система таит в себе немало опасностей. Ведь, нет гарантии, что за 25 лет сбережения людей в накопительном фонде не превратятся в бумажки.
5. О каких суммах накоплений идет речь?
Пример первый. Допустим, человек 25 лет получает минимальную зарплату. За первый год он накопит 768 грн. За второй — 1152. За третий — 1536. За четвертый — 1920. За пятый 2304. И за 20 лет — 53 760 грн. Всего за 25 лет сумма накопления составит 71 439 грн.
Понятно, что за 25 лет минимальная зарплата может вырасти, но в любом случае, речь идет о прибавке к накоплениям нескольких тысяч гривен, что не особо изменит расклады.
Пример второй. Если 25 лет человек будет получать 10 тысяч гривен в месяц, то в итоге на старость он накопит за 25 лет 210 тысяч гривен.
6. Что будет с этими средствами дальше?
Как разъяснил «Стране» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, накопительная система предполагает несколько вариантов использования средств с накопительных счетов. Во-первых, можно получить всю сумму сразу. Или же разделить ее пропорционально «пожизненно».
В нашем первом примере, если человек будет после выхода на пенсию жить еще 20 лет, то ему придется довольствоваться суммой в 297 гривен в месяц. Или же за 10 лет он будет ежемесячно получать 597 грн.
Во-втором примере — 875 грн в месяц в течение 20 лет, либо же 1750 грн в месяц в течение 10 лет.
Не смотря на разрыв между исходными цифрами, очевидно, что в случае дальнейшей девальвации национальной валюты накопленные тысячи превратятся в пыль.
«В нынешних условиях нет гарантии, что через 25 лет вы за накопленные 210 тысяч гривен сможете купить что-то еще, кроме двух батонов, — отмечает Александр Охрименко. — Вот это главная беда — чтобы эта система работала, нужна стабильная валюта. Нацбанк должен гарантировать на официальном уровне, что за год не может произойти девальвация больше, чем, например, на 5%. Во-вторых, нужно, чтобы накопленная сумма умножалась на коэфициент, который перекроет эту девальвацию, а также инфляцию.
В развитых странах так и происходит — Пенсионный фонд постоянно обеспечивает доплату плюс 1% к инфляции. Поэтому люди выходят на пенсию и имеют средства, которые не обесценились за время их накопления. У нас таких гарантий нет».
Если человек умрет раньше, чем потратит накопленные на старость средства, они достанутся его наследникам.
Ну и еще один проблемный вопрос — это то, как технически заработает эта система. В Украине до сих пор не был создан единый электронный реестр пенсионеров, а местные управления Пенсионного фонда передают документы в сам Фонд в бумажном виде. Не создано и программное обеспечение, которое будет контролировать эти отчисления.
7. А получится ли вообще запустить накопительную систему?
Единого ответа у экспертов на этот счет нет. Например, старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь говорит «Стране», что внедрять накопительную систему можно только тогда, когда будет максимально погашен дефицит Пенсионного фонда.
«Поскольку забирать с Накопительного фонда деньги в Пенсионный фонд нельзя, то открыт вопрос, кто будет наполнять Пенсионный фонд, когда заработает накопительная система. Поэтому ее нецелесообразно вводить, пока не будет погашен дефицит Пенсионного фонда», — говорит экономист «Стране».
А Александр Охрименко считает, что власть должна предусмотреть гарантии для тех, кто начнет делать отчисления в Накопительный фонд, что по истечению срока накопления средств, эти деньги не обесценятся.
«Пока с накопительной системой бардак и неразбериха. И никаких гарантий, что накопленные средства не обесценятся», — убежден он.
8. Как к накопительной системе относится МВФ?
Интересно, что введение накопительной системы не приветствует и Международный валютный фонд. В меморандуме сотрудничества с МВФ прямо говорится, что в рамках пенсионной реформы сперва требуется решить ряд других проблем:
— консолидировать пенсионное законодательство;
— принять закон, который бы предусматривал постепенное изменение (то есть увеличение) пенсионного возраста;
— предусмотреть сокращение оснований для досрочного выхода на пенсию и ужесточение оснований для получения минимальной пенсии (то есть, увеличение обязательного трудового стажа для получения минимальной пенсии);
— установить единый принцип пенсионного обеспечения без предоставления льгот для каких-либо профессий (кроме военных);
— расширить базу для взносов в систему социального обеспечения;
— обеспечить более тесную связку между пенсионными взносами и размером пенсии, что должно, в свою очередь, стимулировать граждан декларировать свои реальные доходы;
— отменить спецпенсии.
Только после выполнения всех этих пунктов, Украина сможет перейти к созданию условий для введения накопительной системы пенсий (в дополнение к существующей солидарной системе).
9. Как Кабмин хочет обойти повышение пенсионного возраста?
Несмотря на то, что МВФ прямо требует от Украины повысить пенсионный возраст, в Кабмине понимают, что это слишком непопулярная мера, которая жестко негативно воспринимается в обществе.
Ранее вице-премьер Павел Розенко в комментарии «Стране» сообщил, что речь идет о «постепенном регулировании вопроса возраста», добавив, что никаких законодательных инициатив по повышению пенсионного возраста правительство вносить не будет. Впрочем, на уточняющий вопрос, что означает «регулирование вопроса пенсионного возраста», если не его повышение, Розенко ответил обтекаемо: «это вопрос дальнейших дискуссий с МВФ».
Однако, теперь в Кабмине хотят по-хитрому обойти эту норму. Так, министр социальной политики Андрей Рева на встрече с представителями Всемирного банка на минувшей неделе рассказал, что правительство может внедрить дифференцированное время выхода на пенсию.
То есть, пенсионный возраст будет не фиксированным, а будет зависеть от того, сколько лет человек выплачивал взносы в Пенсионный фонд. Получается, что люди, которые работали без официального оформления и не имеют достаточного количества лет стажа, будут работать даже после 60 лет, пока не наработают себе на пенсию.
10. А будут ли пенсии хоть как-то повышаться в 2017 году?
Пожалуй, это единственный вопрос, на который можно ответить уже сейчас. Пенсии повышаться будут. Но не для всех. Индексация на 10,1% от минимальной пенсии (1247 грн) к концу 2017 года предусмотрена только для тех пенсионеров, которые не работают. Работающим на прибавку рассчитывать не стоит.
Кроме прибавки к пенсии в 125 грн, украинцам обещают провести и «осовременивание» пенсий, которое было заморожено в течение последних лет. Это пересчет, при котором размер средней зарплаты за 2014-2016 годы умножат на некий личный трудовой коэффициент пенсионера, который зависит от того, сколько этот пенсионер зарабатывал и какой у него стаж. Механизм «осовременивания» разрабатывают Минсоцполитики и Минфин совместно с Пенсионным фондом. Но на сегодня точных цифр, как повысятся пенсии после внедрения этого механизма, нет.
Несколько месяцев назад, когда еще не было известно, какой станет минимальная зарплата, в Минсоцполитики считали, что в результате «осовременивания» в среднем пенсии могут вырасти на 284 грн. Но, повторимся, в каждом отдельном случае повышение будет рассчитываться по своим показателям.