Президент Киевстара пока не увижу в Украине магазин IKEA и самолет Easy Jet не поверю в прогресс
Рынок мобильной связи в Украине находится в состоянии активного развития. Не так давно в стране стала доступной возможность предоставления связи третьего поколения, и крупнейшие мобильные операторы начали новую «гонку технологий и тарифов». Следующим волнующим событием на телеком-рынке стала консолидация компаний «МТС-Украина» и Vodafone, предложивших украинцам дешевый роуминг.
О грядущих итогах года, развитии рынка связи в Украине и о том, каким станет ответ крупнейшего мобильного оператора Украины на приход в страну Vodafone, сайту «Українські новини» рассказал президент компании «Киевстар» Петр Чернышов.
— Недавно «Киевстар» презентовал финансовые результаты за третий квартал, экспертная среда оценила их как успешные. Компания продемонстрировала рост по всем направлениям деятельности Вы ожидаете что эта позитивная динамика будет увеличиваться в дальнейшем?
— Кто же может предсказывать будущее? Мы спрогнозировали результаты в целом по рынку на 4 й квартал – да. Но строить более длительные прогнозы, к сожалению, пока не научились. К концу года мы точно не уменьшим темпы нашего роста, это я могу вам обещать.
Но, допустим, если рассматривать общие продажи, мы видим, что показатели МТС упали на 9% год к году, у нас выросли на 15%, у «Астелита» – на 3%. Если смотреть отношение квартал к кварталу – мы с Астелитом показали практически одинаковый прирост – 9% и 10%, а МТС – всего 6%. Что, кстати, говорит о приятных вещах: поскольку мы с «Астелитом» показали прирост год к году – то рынок мобильной связи в целом растет. И, я считаю, это круто.
— Этот прирост произошел за счет 3G?
— Не совсем. Многие большие города – например, Днепропетровск, подключились к новой технологии практически в самом конце 3 квартала. Поэтому влияние 3G в этом приросте, конечно, есть, но я бы сказал, что в нашем случае это во многом заслуга новых тарифов, которые мы вывели на рынок в апреле. И они помогли нам повысить наши доходы, потому что на них сейчас находится уже более 3 млн клиентов. И, я считаю, что это шикарный результат.
— Если говорить о вашей линейке пакетных тарифов – когда вы только вывели их на рынок, был показан достаточно хороший рост по переходу пользователей на новое предложение. Он сейчас сохраняется?
— Конечно, сохраняется. Пользователи, которые хотят сменить старые тарифные планы, чаще всего переходят на новую линейку тарифов. Она очень популярна у клиентов, поскольку учитывает индивидуальные потребности и региональные особенности.
— Одним из основных событий на рынке мобильной связи стало появление в Украине Vodafone. Ваш конкурент сделал определенный вызов уже сложившемуся рынку. Как вы ответите на него?
— Мы ответим очень быстро и очень достойно. Пока мы видим, что все, что сделал наш конкурент – оставляет очень много вопросов. Да, он сделал весьма достойное предложение для тех, кто пользуется роумингом и пользуется им в больших объемах. Для всех остальных пользователей в новых предложенных Vodafone тарифах ничего сверхинтересного нет. Роумингом из абонентов предоплаты пользуется ровно 1%.
Наша «материнская» компания (Vimpelcom ltd) имеет значительно больше абонентов в мире, чем МТС. Почему-то все думают, что Vodafone это какая-то сверхобширная компания. Есть и другие большие компании, кроме Vodafone. И наша компания имеет прекрасные роуминговые соглашения с этими и другими компаниями, которые оперируют большими базами абонентов в той же Европе. Сейчас мы готовим к запуску предложения по роумингу, и, я надеюсь недели через две удивим рынок. Конкуренция — это всегда прекрасно. Но, заметьте, далеко не все страны Европы входят в предложенный Vodafone роуминг. Кроме того, предложение наших конкурентов не действует на страны СНГ. А ведь туда очень много украинцев ездит – и с этим никто не поспорит: это и Беларусь, и Грузия, и Казахстан, и Молдова. Кроме того, их предложение не охватывает так называемые «курортные» страны – Таиланд, Египет, Кипр.
У меня есть еще один интересный вопрос – будет ли Vodafone покрывать захваченные территории Донецкой и Луганской области? Потому что МТС там прекрасно работает – это нас там вырубили и закрыли офисы, а МТС с «Астелитом» там работают до сих пор, и даже предоставляют услуги роуминга визитерам из России. Возникает вопрос – МТС-то ладно, российская компания. А Vodafone? Вот есть у меня вопрос – будет ли Vodafone предоставлять услуги на неподконтрольных Украине территориях? Или они выключат там МТС?
— Vodafone предложил абонентов достаточно объемные пакеты трафика в своих тарифах. Компания также анонсировала запуск основных областных центров уже к новому году.
— Запуск Киева они анонсировали в начале октября. И только в конце ноября в эту сторону начались какие-то подвижки. Это не так просто — запустить новую сеть. Смотрите – у нас сеть 3G охватывает уже свыше 450 городов, поверьте, я знаю, о чем говорю. К тому же, когда кто-то предлагает какой-то товар в большем количестве за те же деньги – это что означает? Наверное этот товар банально не того качества. Логично же? Рынок так устроен.
«Астелит» ведь тоже уже достаточно давно предлагает тарифы, которые немного дешевле наших, да и сеть 3G у них в целом шире, чем у МТС. Но, все равно, мы подключаем больше абонентов. Потому что люди понимают, что есть не только цена, но и value for money («цена-качество»). И здесь влияет не только качество и количество предоставляемого интернета, но и голосовая связь. И наши люди прекрасно понимают, что такое value for money. Даже, если в каких-то тарифных планах у нас чуть меньше мегабайтов, люди все равно выбирают нас. Потому что качество связи и возможность очень дешево звонить внутри сети самого большого оператора в Украине всегда выигрывает.
— Вы не планируете расширять пакет нетарифицируемых предложений по трафику?
— Мы включили в наши тарифы 4 таких предложения: facebook (включая messenger), одноклассники, ВКонтакте и Twitter. «Астелит» предложил своим пользователям два из этих четырех. МТС предлагает еще мессенджеры – но не звонки по ним, а только текстовые сообщения. В том же Viber звонки не будут бесплатными. Подумайте сами, сколько пользователь тратит трафика на текстовые сообщения? Это же вообще копейки с точки зрения килобайтов. Все текстовые мессенджеры хорошо работали и на 2G. И какой в этом смысл?
Мы считаем, что мы покрыли 4 главных приложения, и сейчас этого вполне достаточно. В дальнейшем мы обязательно продолжим радовать наших абонентов и предлагать все новые и новые сервисы/приложения.
— Если говорить о запуске 3G, то ощутили ли вы рост ARPU с абонента и ощутили ли вы увеличение потребления трафика абонентом?
— Давайте посмотрим на ARPU: год к году мы показали рост на 14%. Понятно, что тут очень важна также роль курса валют, поскольку у нас часть этого показателя формируется от роуминга, как внутреннего, так и внешнего. Но половина показанного роста – это как раз таки внедрение новой услуги связи. Среднее потребление дата трафика одним клиентом (ADpU) в 3 квартале выросло на 75%.
— Какой из ваших 3G-тарифов пользуется у абонентов наибольшей популярностью?
— По количеству подключенных людей, я думаю, у нас самый популярный тариф сейчас это «Смартфон+», который включает в себя неограниченные звонки в сети, минуты на другие сети, 1500 Мб интернета и неограниченный трафик на самые популярные социальные сети. Этот тариф полностью удовлетворяет потребности современных пользователей смартфонов. Среднее потребление трафика в сети 3G на абонента – 34 Мб в сутки и именно из этой цифры стоит исходить. В месяц это дает больше, чем полгигабайта. Я сам пользуюсь предоплаченным тарифом за 150 гривен, в стоимость которого входит безлимитный трафик в сети, 200 минут на другие сети и 2,5 Гб итернета 3G и еще даже SMS. Мне такого тарифа более чем хватает.
— Если говорить о финансовой части вопроса – какой из ваших тарифов приносит вам больше прибыли?
— Вот здесь сложно ответить. Вы не забывайте, что у нас есть еще очень много старых тарифов, которыми пользуется гораздо больше людей, чем новыми. К примеру, такой древний тариф, как «Свободный Киевстар» — он тоже достаточно много прибыли до сих пор приносит, поверьте мне.
— А если говорить сугубо о ваших новых тарифах?
— Давайте возьмем тариф «Смартфон+» который мы предлагаем в Киеве за 95 гривен. В других городах он, кстати, еще дешевле стоит. Для Киева за 95 гривен в месяц, фактически за стоимость одного килограмма мяса, мы даем возможность вообще не думать о связи целый месяц – просто пользоваться телефоном и не задумываться о том, что там чего-то может не хватить. 95 гривен – это много для киевлянина? Я думаю, эту сумму на мобильную связь вполне можно потратить.
А для тех, кому нужно во много раз больше – у нас есть контрактные тарифы с абонплатой 500 и 800 грн, которые включают такие объемы нетарифицированных услуг – голос, sms, интернет, международная связь — что их всех невозможно потратить. .
— Насколько разнятся у вас в регионах цены на тарифные пакеты?
— Очень сильно разнятся. Допустим, тот тариф, который в Киеве стоит 95 гривен, в Одессе стоит 40 гривен. Согласитесь, большая разница.
— А как решен вопрос миграции абонентов, пользующихся региональными тарифами внутри страны? Ведь так можно съездить в любой регион, купить там сим-карту с нужным тебе тарифом и пользоваться связью с большой «скидкой»?
— У нас можно, к примеру, купить региональный тариф в Харькове, приехать в Киев, или другой регион, и пользоваться здесь несколько дней своим тарифом, ничего не доплачивая. Но потом условия меняются. Если абонент планирует выехать из своего «тарифного региона» на длительное время, он может самостоятельно изменить условия на те, что действуют в регионе, где он находится.
— Перейдем к вопросам о фиксированной связи. Как вы оцениваете ее перспективы в вашем бизнесе, насколько активно вы собираетесь ее развивать?
— По фиксированной связи – если говорить не о В2В сегменте, когда мы предоставляем каналы связи компаниям, –почти 810 тыс. домохозяйств являются нашими абонентами. Это много, если учитывать то, что этот сегмент рынка имеет безумную конкуренцию. В нашей стране есть очень много маленьких провайдеров, которые конкурируют иногда совсем нецивилизованно. Очень часто они воруют контент, — в Украине огромная проблема с авторскими правами.
Мы работаем в правовом поле, скорость у нас шикарная – мы по праву считаем, что у нас вообще самый лучший домашний интернет, потому что для передачи данных используем свое оптоволокно, которое проложено по всей Украине. Соответственно, это самая мощная, из всех существующих в Украине сеть, полностью построенная на оптоволокне.
Что насчет развития: пока фиксированный доступ к интернету нам приносит совсем мало денег – всего 4% от наших продаж. Как мы будем его развивать? Сейчас мы совершили, как я считаю, этапный, гигантский шаг – мы запустили интернет-телевидение во всех городах, где у нас есть «Домашний Интернет». Мы подписали контракт с компанией Viasat и теперь как партнеры предоставляем нашим пользователям пакеты, которые на нашем интернете дают огромный выбор ТВ каналов. И мы собираемся сделать эту услугу доступной для всех людей, которые пользуются нашим фиксированным интернетом. Это очень большой шаг.
— Что для вас является наиболее интересным в дальнейшем развитии?
— Для нас наиболее интересной является услуга конвергенции. Мы движемся к этому, и мы это точно предложим на следующий год. Если говорить по-простому: у вас дома есть наш интернет, и вы пользуетесь нашей мобильной связью – сможете платить за все одним счетом. Во-первых, это просто, во-вторых мы предложим таким абонентам дополнительные скидки. Это в Европе и во всем мире называется услугой конвергенции. Мы будем предоставлять 3в1, а именно: мобильную связь, фиксированный интернет и телевидение. Вот это и есть наш дальнейший этап развития, который не может представить на рынке даже наш наибольший конкурент по фиксированной связи, и никто другой кроме нас в стране не сможет этого сделать.
— По географическому покрытию фиксированной связи – удовлетворены ли вы им и собираетесь ли вы его расширять в ближайшее время?
— Не удовлетворены и собираемся. Не удовлетворены потому, что мы сейчас покрываем всего 4 млн домохозяйств в принципе, если говорить о количестве квартир, которые могут к нам подключиться. Это мало. В Украине это всего 20% рынка.
В этом году мы все наши инвестиции приоритетно направили на 3G. Это вполне объяснимо и нормально. Мы посчитали, что в среднем, с момента начала запуска, мы подключали к сети 3G по 17 базовых станций в день.
— А сколько станций за это время вы построили с нуля?
— Не так много. У нас же самое лучшее покрытие сетью связи второго поколения. Нам сейчас его вполне достаточно. Если взять, к примеру, покрытие Киева – у нас нет «дыр». Тот, у кого есть «дыры» в покрытии, и кто осознает свои проблемы – тот строит новые станции.
— Сколько вы уже инвестировали в 3G?
— С начала года, с учетом стоимости лицензий – около 6 млрд гривен.
— А что насчет планов по инвестициям на следующий год?
— Да, конечно мы уже составили инвестплан на 2016, но он в процессе утверждения. Мы сейчас проходим бюджетную защиту. И даже если бы утвердили, я бы вам все равно не сказал бы. Это коммерческая тайна.
Но, если говорить в целом об инвестициях – то на следующий год мы представили в бюджете нормальную цифру, которая позволит нам инвестировать не только в развитие сети 3G, но и в фиксированную связь. Утвердят нам ее или нет – я не знаю. В принципе, мы заложили в проект на следующий год расширение географии предоставления услуг фиксированной связи.
— Какой путь развития в целом вы видите в этом секторе — экстенсивный или интенсивный?
— Понимаете, в чем проблема — даже если ты расширяешься экстенсивно, ты все равно должен делать определенные инвестиции. Потому что так называемые «коробочки» — роутеры — мы людям дарим, а это тоже немаленькие деньги.
— Один из крупных игроков на рынке связи заявляет, что мобильным операторам будет очень сложно — если не сказать «невозможно» в полной мере окупить инвестиции, которые были вложены в развитие сетей 3G. Насколько, по вашему мнению, такая точка зрения имеет право на жизнь?
— Ну, если этому игроку не удалось окупить свои инвестиции в его странный 3G проект, он считает, что все такие? Мы абсолютно уверены, что нам удастся окупить наши инвестиции. Да, мы не знаем, за сколько лет — потому что очень сложно предсказать курс гривны. Но мы очень оптимистично смотрим на окупаемость 3G. У нас сейчас на нашей сети третьего поколения одновременно, каждый день услугой пользуются 1,2 млн человек. При этом, как вы понимаете, мы еще покрыли далеко не всю территорию Украины. Остались и большие города наподобие Харькова и Запорожья, где военные нам пока не дают добро на развертывание сети. И при всех этих ограничениях мы все равно достигли цифры в 1,2 млн человек ежедневно. А значит — эти абоненты уже поняли, что мы предоставляем качественную связь и платят деньги нам. А остальных, которые пользуются нашей связью эпизодически, рано или поздно убедим перейти к нам.
— Какой вы видите потенциал для роста ARPU? Потому, что аргументация озвученной выше позиции как раз основывалась на том, что ARPU очень низкий и, соответственно, окупить затраты очень сложно.
— Это сложнейший вопрос. Но смотрите — у нас сейчас почти 26 млн абонентов. Даже если сам ARPU очень низкий — его же нужно умножать на много миллионов. И, поверьте мне, это дает нормальную окупаемость. К примеру, в последнем квартале маржа EBITDA составила 51%. Это показывает, что мы операционно — очень эффективны.
Да, ARPU у нас один из самых низких в Европе и даже в мире — на уровне Бангладеш. Но клиентов-то много. Конечно, мы очень хотим, чтобы ARPU рос. Но людей же так просто нельзя убедить платить за мобильную связь больше — им нужно что-то предлагать. В этом году мы предложили им супер-услугу 3G. Мы знаем, что ей сейчас ежедневно пользуется 1,2 млн наших клиентов. Очевидно, что этот показатель можно нарастить. Вот так и произойдет рост ARPU.
— Есть ли у вас сейчас резерв неподключенных станций?
— У нас сейчас нет такого резерва как такового. Есть часть станций, которая проходит техническое тестирование и пока не подключена непосредственно в 3G-сеть. В среднем мы подключаем около 17 таких станций в день.
— Есть мнение, что в будущем голосовая связь станет бесплатным дополнением к передаче данных. Вы согласны с этим утверждением?
— Я согласен. Но тех, кто с умным видом прогнозирует такие вещи в нашей стране — я бы того даже не слушал. Да, рано или поздно это случится, поскольку Украина не находится на обочине технического прогресса. Но, как правило, это случается, когда в стране уже работает с нормальным покрытием сеть 4G и данные в пересчете на гигабайты — гораздо дешевле. А когда у нас это произойдет — сложно даже предположить.
— Сейчас уже миновала вторая годовщина Евромайдана, который выступал за необходимость коренных изменений в обществе. Вы давно живете в Украине, но все же еще можете выступить в роли стороннего наблюдателя. Вы видите какие-либо изменения, произошедшие за это время?
— Конечно, вижу. Гигантские изменения. Вот если бы нас с вами 2 года назад разбудить и спросить — «Верите ли вы, что в Украине может быть некорумпированная и эффективная полиция?» Наверное, мы оба ответили бы отрицательно. Но она же есть. То же и со связью — два года назад никто не верил в то, что у нас в стране будет 3G, поскольку один из операторов тогда монополизировал рынок. Но сейчас мы уже пользуемся новой связью.
Приведу пример: раньше, для того, чтобы легализовать и ввести в эксплуатацию каждую базовую станцию, нам нужно было сделать 12 документов. Сейчас — всего 5. И когда я говорю «всего», это, конечно, цинично — потому что нужен всего один. Но прогресс, согласитесь, есть. Регулятор принял положение по MNP…
Но в целом по стране я вам так скажу: пока я не увижу в Украине магазин IKEA и самолет Easy Jet — я не верю в прогресс Украины. Это значит, что монополисты продолжают делать все, что хотят.
Да, прогресс фантастический, по сравнению с периодом до революции достоинства,, но с другой стороны, я считаю, что за эти 2 года можно было бы сделать в два раза больше.
— Власти обещают, что во второй половине 2016 года будет введена услуга MNP (переносимости мобильных номеров) ? Какие изменения для рынка Вы ожидаете от этой услуги? Насколько серьезным может быть перераспределение абонентов между операторами?
— Каждый делает свои прогнозы. Все зависит от того, какой сделают эту процедуру операционно. Насколько трудно или легко будет абоненту физически менять оператора. Есть страны, где это сделали очень просто, есть страны, где это достаточно сложно. Кроме того, есть важный вопрос — насколько часто абоненту разрешат менять оператора. Допустим, если тебе говорят «меняй хоть каждый день» — это означает, что абонент будет бегать по рынку в поисках лучшего тарифа именно на текущий день.
Во многих странах нормы говорят о том, что, сменив оператора, следующую смену ты можешь сделать не раньше, чем через полгода. Иначе получается какой-то хаос.
У нас часть вещей в этом плане еще дискутируются. Хорошо, что регулятор подошел к вопросу разумно и принял в законе условие, что для того, чтобы сменить оператора, клиент должен зарегистрироваться с паспортными данными у исходного оператора. Мы считаем, что это правильно и номер телефона должен быть зарегистрирован на определенный документ. В этом плане диалог с регулятором абсолютно конструктивен.
— Вы не однократно критически высказывались о намерении властей запустить процесс внедрения 4G в Украине в 20156 году. Когда рынок Украины будет готов к этой технологии?
— Точка зрения не поменялась. И что значит «рынок готов»? Это абсолютно неуместная формулировка. Здесь сначала должно быть готово государство, а не рынок. Государство должно сказать нам, на каких частотах оно разрешает нам запустить данную технологию.
При этом в отличие от 3G — государство не владеет частотами под запуск LTE. У него просто нет этих частот. Регулятору нечего предложить участникам рынка. Так что я не знаю, о чем здесь говорить.
— Сложившуюся в стране ситуацию с колебанием курса национальной валюты, боевыми действиями на Донбассе и тяжелой экономической ситуацией в целом некоторые оценивают как кризис, а некоторые, напротив, как некое окно возможностей для бизнеса. К какой точке зрения ближе ваша позиция?
— Это все зависит от мировоззрения человека. Кризис для кого-то ужас, а для кого-то это то самое «окно возможностей». Но давайте признаем — кризис действительно есть. Просто люди по-разному на него смотрят — кому-то в кризис очень плохо, а кому-то очень хорошо. Вот и все.
— Если бы вы поставили себя на место украинского бизнесмена — не топ-менеджера компании, а именно человека бизнеса — вы бы вкладывали деньги в Украине?
— В Украине до сих пор есть очень много интересных типов бизнеса, куда можно вкладывать деньги. К примеру — ИТ. Каждый день создается, может даже и не одна ИТ-компания, которая что-то делает. И это хорошо, значит, рынок есть и он растет.
— По поводу ваших взаимоотношений с органами государственной власти: есть ли за это время какие-либо изменения? К примеру, с тем же «Нефтегазом».
— Ну, с «Нафтогазом» у нас действительно до сих пор есть небольшой вопрос. Мы считаем, что тендер провели непрозрачно и причинили этим ущерб стране.
— Но вы видите какие-либо изменения в общении с органами государственной власти?
— Конечно, видим. Революция Достоинства вынесла во власть очень много новых людей, которые совершенно адекватны. При прошлой власти таких было намного меньше. Соответственно, мы часто общаемся с властью и действительно видны изменения. По другим тендерам с госкомпаниями у нас дела обстоят абсолютно нормально. Да, мы не все выигрываем — но все выиграть и невозможно.
— К слову, вы давно говорили о желании принять украинское гражданство. Как идут дела с этим вопросом?
— Я уже сейчас могу показать вам указ Президента Порошенко о том, что я гражданин Украины. Но мы же неоднократно говорили, что украинское законодательство потрясающе бюрократично. И, чтобы сделать путь от президентского указа к паспорту,- мне нужно 2 месяца никуда не выезжать из страны. Тогда все будет хорошо. Но я же не могу так. Я работаю.
Я иногда шучу, что у меня – «неправильная», не грузинская фамилия. Им всем гражданство за один день дают. А мне нужно 2 месяца безвыездно находиться в стране. Вот такая ерунда получается.