Плюсы и минусы новой субсидии 2015 Украина

Плюсы и минусы новой субсидии 2015 Украина

Плюсы и минусы новой субсидии 2015 Украина. Плюсы и минусы новой субсидии 2015 в Украине plyusy-i-minusy-novoj-subsidii
Плюсы и минусы новой субсидии 2015 в Украине

Новый порядок назначения субсидий неприятно удивит многих украинцев. Помимо упрощения процедуры и снятия большинства ограничений, в нем есть и невыполнимые нормы-требования, и штрафы почти «для всех и каждого».

Новый порядок предоставления субсидий 17 марта 2015 обрел, наконец, четкие нормативные контуры. На правительственном портале «увидело свет» постановление Кабмина №106 от 28 февраля «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий». Уже на следующий день документ был опубликован в «Урядовом курьере». В силу он вступит 1 мая 2015года, но первые выводы о нововведениях можно сделать уже сейчас.

К сожалению, как и ожидалось, новые правила неоднозначны. Кабмин, устранив старые преграды и ограничения в получении субсидий, установил целый ряд новых — сырых и неоднозначных норм. Поэтому революция в обеспечении населения субсидиями может не состояться. По крайней мере, в мае и в том виде, в каком ее презентуют разработчики нововведений.

Бланки придется подождать

Справедливости ради стоит отметить, что Минсоцполитики выполнило большую часть своих обещаний. От претендентов на субсидии, новый порядок требует подачи лишь заявления и декларации о доходах-расходах. Причем чиновникам запрещено требовать другие документы. Гражданам, которые получали субсидию на протяжении отопительного сезона 2014/2015, волноваться вообще не о чем — им субсидия по новым правилам будет назначена автоматически. Норма о назначении субсидий на год вперед, под действие которой сейчас подпадают только неработоспособные граждане, с 1 мая 2015 (01.05.2015) станет всеобщей.

Ограничений в выдаче субсидий теперь всего два: покупка дорогостоящего имущества, товара (услуги) на сумму свыше 50 тыс. грн и выявление незадекларированных доходов во время выборочного обследования материально-бытовых условий домохозяйства государственным социальным инспектором. При этом, владение несколькими домами, квартирами, автомобилями и сдача жилья в аренду более не являются основаниями для отказа в предоставлении субсидии. Наличие безработных членов семьи, не зарегистрированных в службе занятости, — с 1 мая 2015 (01.05.2015) тоже не проблема. Право на субсидию обретут и граждане, официально арендующие жилье. 

Правда, новые формы деклараций и заявлений на получение субсидий жители квартир и домов вряд ли получат до 15 апреля вместе с платежами за коммуналку, как обещал Министр социальной политики Павел Розенко. Постановление №106 до 15 апреля 2015 года (и до 1 ноября 2015 года) лишь предписывает Минрегиону, Минэнергоуглю и Мининфраструктруры обеспечить «изготовление предприятиями, предоставляющими услуги по газоснабжению, электроснабжению и централизованному отоплению бланков» заявлений и деклараций. Вовсе не факт, что это требование будет выполнено в установленный срок. Нет ответа и на вопрос, сколько комплектов бланков получат потребители — по одному комплекту от каждого поставщика? Но на фоне остальных неприятных «сюрпризов» — это мелочь. 



Доход доходу рознь

Самое узкое место обновленного порядка — связка двух норм: о декларировании доходов и об ответственности за неправильное декларирование. 

Само по себе декларирование не ново. Декларации о доходах и расходах для получения субсидии нужно заполнять и сейчас. С мая, в связи со смягчением требований, из формы декларации будут изъяты лишние разделы — о недвижимости, транспортных средствах и т. п., в ней останется всего три раздела. Поэтому, в теории, процедура должна упроститься. 

Нюанс в том, что Минсоцполитики акцентирует внимание на возможности отправки документов по почте. Такой эксперимент в Украине уже был — в 2010 году. Закончился он неудачей, так как выяснилось, что при самостоятельном заполнении документов заявители часто допускают ошибки. Поэтому, несмотря на то, что норма об отправке документов по почте действует с сентября 2010 года, широкого распространения она не получила. К тому же, сейчас в Положении о порядке назначения и предоставления населению субсидий прямо указано, что заявление и декларацию гражданин заполняет в органе труда и соцзащиты населения. 1 мая эта оговорка из документа будет изъята. Парадокс в том, что правильно заполнить декларацию станет еще сложней, чем сейчас. Тем более самостоятельно. 

Согласно обновленному порядку «для назначения субсидии, совокупный доход рассчитывается исходя из полученных лицами доходов без учета налога на доходы физических лиц, информация о которых указана в декларации». Нововведение это правильное и долгожданное. Уплаченные налоги доходом не являются, а между зарплатой начисленной и полученной на руки — большая разница. По контексту постановления №106 высчитать налог из доходов должны чиновники управлений соцзащиты. Но официальных разъяснений на этот счет пока нет, поэтому нет окончательной ясности, какие доходы нужно декларировать — начисленные или «доходы без налога». Специфика в том, что зарплата с вычетом налога не соответствует выданной на руки, так как есть еще единый социальный взнос, который Кабмин почему-то решил учитывать в доходах и в дальнейшем. Одним словом, расчет нужного показателя дохода по новым правилам — задача для профессионального бухгалтера. 

Нет ясности и с периодом декларирования доходов. Сейчас все просто — доходы декларируются за полгода, а при назначении субсидии на покупку угля и газа в баллонах — за год. Обновленный порядок вводит три различных периода учета доходов. При обращении за субсидией в первом квартале будут учитываться доходы, полученные семьей за три первых квартала минувшего года. При обращении с апреля по декабрь — за прошлый календарный год. Кроме этого, по желанию заявителя могут быть учтены доходы за последние 6 месяцев — но для этого потребуется дополнительно к заявлению и декларации предоставить еще и справки о доходах членов семьи (как сейчас). Соответственно, при самостоятельном заполнении декларации можно ошибиться даже в выборе периода декларирования. 

Вообще, указать в декларации все нужные доходы правильно и «по памяти» — задача не из простых. Сейчас расчет совокупного дохода для назначения субсидии проводится согласно методике, утвержденной совместным приказом 5 ведомств. При этом учитываются почти два десятка категорий доходов. В обновленном порядке ссылки на методику уже нет, но в декларации по-прежнему нужно указывать «все виды доходов лиц¸ которые зарегистрированы (фактически проживают) в жилом помещении/доме, в том числе от размещения депозитов, сдачи имущества в аренду». Какие именно доходы нужно отражать в декларации, постановление №106 умалчивает. 

В довершение ко всему, для указания доходов всех членов семьи в форме декларации, как и ранее, отведено всего 6 строчек. Что делать, если «втиснуть» все доходы в форму не удается? — на этот счет тоже необходимы разъяснения. 

Проще говоря, новый порядок требует серьезной обкатки. В лучшем случае, заявителям придется заполнять документы по старинке — в управлениях соцзащиты. 

В двух шагах от штрафа

Ситуацию усугубляет то, что постановление №106 устанавливает финансовую ответственность за неправильное декларирование доходов. По сути, речь идет о введении штрафов — взыскании выплаченных сумм субсидий в двойном размере (сейчас при выявлении незадекларированных доходов взыскиваются лишь суммы выплаченных субсидий). 

Причем новый порядок правом «казнить или миловать» наделяет чиновников соцзащиты, что не совсем правильно. В идеале такие решения должен принимать суд, да и сама норма о взыскании «штрафных» платежей сомнительна, хоть и оформлена в виде соглашения с заявителем (отдельным пунктом в форме декларации). 

Еще одно ключевое нововведение состоит в том, что с 1 мая граждане, которым назначена субсидия, будут обязаны информировать управления соцзащиты в месячный срок «об изменениях в составе зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц (арендаторы — о лицах, которые фактически проживают), их социальном статусе, изменениях в перечне получаемых жилищно-коммунальных услуг, условий их предоставления, исполнителей жилищно-коммунальных услуг» и о дорогих покупках на сумму свыше 50 тыс. грн. Причем за нарушение этого требования, как и за предоставление недостоверных сведений в декларации о доходах-расходах, тоже будет налагаться штраф. С выполнением этого требования на практике также могут возникнуть сложности. Что делать гражданам, которых коммунальщики уведомили об изменении условий предоставления услуг «задним числом» — например, на 30-й день?

Одна курица — не птица?

Есть вопросы и по ограничению, которое разработчики нововведений решили оставить — отказу в предоставлении субсидии по результатам обследования материально-бытовых условий. В действующей формулировке этот пункт позволяет отказать в субсидии, если выяснится, что кто-либо из членов семьи не задекларировал доход от содержания скота, птицы или использования грузовика либо микроавтобуса. Трактовать этот пункт и сейчас можно «как бог на душу положит». После 1 мая ситуация вряд ли изменится.  

Нельзя не упомянуть и о том, что в случае утверждения местными властями норм потребления ЖКУ, не дотягивающих до государственных соцстандартов в сфере ЖКХ, последние будут применяться лишь при назначении субсидий заявителям, жилье которых оснащено средствами учета. «Бессчетчиковым» заявителям субсидии по новым правилам будут назначаться в пределах норм потребления, утвержденных местными властями.  

Минрегион с аналогичными разъяснениями выступал и ранее. Теперь они обрели статус норматива. И это при том, что в постановлении Кабмина №409, которым установлены соцстандарты, о счетчиках нет ни слова, а стандарты потому и названы социальными, что это гарантированный законодательством минимум. 

В целом, постановление №106 действующую процедуру назначения субсидий, действительно, меняет кардинально. Есть среди нововведений и приятные сюрпризы. Например, норма об учете фактических размеров стипендий (если их размер меньше прожиточного минимума) или возможность назначения субсидий на сверхнормативную площадь жилья для одиноких неработоспособных граждан (раньше эта норма действовала для всех заявителей, но 1 октября 2014 года была полностью изъята). Но, к сожалению, уже сейчас можно смело заявить о том, что внесенные изменения — не последние. 

Валентин Хорошунспециально для ИА «Украина Коммунальная»

Источник: «Украина Коммунальная»

 





4 комментария к “Плюсы и минусы новой субсидии 2015 Украина”

  1. У меня была оформлена субсидия на отопительный период 2014-2015 до марта включительно. 14 мая я обратилась в Управление соц.защиты по месту жительства, меня заверили что перерасчет будет совершен автоматически и ничего более заполнять не требуется.
    В мае, июне, июле пришли платежки без субсидии..обратившись повторно я узнала,что те у кого субсидия была назначена по март месяц, должны заполнить декларацию и заявление,плюс требуют все справки о доходах, которые я не могу собрать за 2014 год,так как их нужно запрашивать в других городах.Я мама двоих детей,в разводе,на данный момент безработная.Где же эта «упрощенная» система получения субсидий?Мое заявление и декларацию не принимают без всех справок о доходах. Замкнутый круг. Обратившись на «горячую» линию так и не получила никаких ответов и реакции на самоуправство местного управления соц.защиты(заявки приняли..месяц — тишина). Если кто-то может помочь в данной ситуации буду благодарна за любую информацию.Спасибо.

    Ответить
  2. У меня тоже субсидия была на отопсезон 2014-2015 и до сих пор ничего не начислили,а сказали так,что автоматом продлят субсидию на год и ни привета ни ответа.подскажите,что делать в такой ситуации?

    Ответить
  3. Подскажите пожалуйста, если у меня в квартире прописано 5 человек, а проживает на самом деле двое и только мы двое пользуемся коммунальными услугами, могу ли я оформить субсидию только на доходы нас двоих, если соседи подтвердят, что проживает по этому адресу только два человека.

    Ответить

Оставьте комментарий