Свечкарева Ярослава Витальевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового права Национального университета «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого».
Информирует сайт: Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Модернизация технической и технологической базы на основе компьютеризации, информатизации, внедрение гибких производственных систем и инновационных технологий вызвали появление на рынке труда атипичных (нестандартных) форм занятости, среди которых особое место отведено работе «вне офиса» — дистанционной работе. Ее стремительное развитие обусловлено многими причинами. Во-первых, с каждым днем уменьшается стоимость компьютеров и одновременно повышается их мощность. Во-вторых, достаточно широко распространяются новые технологические средства и сервис открытых электронных сетей, включая Интернет. В-третьих, прослеживается повышение мотивации работодателей и работников к изучению новых возможностей для достижения успеха в бизнесе либо отдельном проекте. Теперь многие специалисты могут работать в любом месте (а не только на территории работодателя) и поддерживать контакт с руководством и коллегами с помощью современных технических средств. Такая форма работы в современном трактовании получила название «удаленная работа», «дистанционная работа», «телеработа», «компьютерное надомничество» и т.п.
Впервые «дистанционная» занятость появилась в США. В 1972 году профессор Университета Южной Калифорнии Джек Ниллес ввел термин «телекомьютинг» (отметим, что в зарубежных странах употребляют синонимы «дистанционной» занятости – «телеработа» и «телекомьютинг»), обосновав его следующим образом: в США комьютерами называют служащих, которые ежедневно ездят в центральный офис из пригорода («commute» в переводе с английского языка – «ехать на работу в город»). Для телекомьютера дорогу из пригорода к месту службы заменяет телекоммуникационный канал.
Работа «вне офиса» имеет ряд как положительных, так и отрицательных моментов. К первым можно отнести: отсутствие у работника затрат времени и средств на проезд к месту работы, выполнение трудовой функции в удобное для него время (в том числе находясь на больничном, в отпуске по уходу за ребенком, в ежегодном отпуске), саморегулирование рабочего времени, самостоятельный выбор тактики выполнения заданий работодателя. Кроме того, подобный вид занятости является удобным для тех категорий граждан, которым сложно найти работу: для инвалидов, пенсионеров, многодетных женщин. Для работодателя – экономия средств на создание рабочих мест, накладных расходов, оптимизация человеческих ресурсов. К отрицательным можно отнести сложности кадрового делопроизводства, аттестации, перевода и увольнения удаленно работающего сотрудника, наличие рисков невыполнения работы; отсутствие механизма защиты коммерческой тайны, возможность перехвата или утраты данных, передаваемых через Интернет; невозможность контроля рабочего времени и времени отдыха работника, соблюдения им норм охраны труда, санитарно-гигиенических норм и т.д., неопределенность статуса дистанционного работника и, как следствие, его правовая и социальная незащищенность. Все или почти все отрицательные моменты возникают из-за отсутствия правового регулирования социально-трудовой деятельности.
И все-таки, количество телеработников во всем мире с каждым годом стремительно возрастает. Так, по данным исследования Международного Совета по удаленной работе, на 2011 год в США насчитывалось более 21 млн. удаленных работников. Странами-лидерами в этой сфере являются США, Канада, Дания, Швеция, а в Финляндии количество дистанционных работников составляет приблизительно третью часть работающего населения. В России «удаленных» работников насчитывается около 2,6 млн. человек, что составляет 1,7% населения. По мнению аналитиков, доверие работодателей к такой занятости возрастает приблизительно на 5-10% в год, а мировой финансовый кризис только ускоряет эти темпы.
Все больше людей в мире стремятся работать удаленно. Так, по прогнозам аналитической компании, в 2013 г количество работающих дома или в коворкинг-офисе приблизится к 1,2 млрд. человек, что составляет около трети всего работающего населения планеты.
Не чужда «дистанционная» работа и Украине. Так, по подсчетам Украинской биржи дистанционного труда Weblancer, за период с 2003 по 2008 гг. количество зарегистрированных удаленных работников увеличилось в тридцать раз! Но, к сожалению, эта статистика является неофициальной, поскольку телеработа в нашей стране не урегулирована ни одним нормативно-правовым актом, а следовательно, пребывает за пределами правового поля. А это, в свою очередь, влечет за собой социальную незащищенность и бесправие удаленных работников.
Проблемам дистанционной занятости посвящены научные труды ученых-экономистов: И. Бондарь, Т. Буроменко, О. Волкова, А. Колота, Н. Куцай, Е. Либановой, М. Луданы, И. Моторной, Г. Салахеевой и др. Юридическим аспектам такой работы уделяли внимание, в основном, российские специалисты: Н. Алимова, Д. Андрейцев, М. Беляева, В. Васильев, Н. Вишневская, Д. Вишневский, Е. Горбунова, В.Игнаткина, А. Лушников, М. Лушникова, И. Киселев, Д. Морозов, И. Погодина, В. Сойфер, М. Шабанова. Отдельные вопросы нестандартной занятости освещали в своих трудах украинские ученые – М. Мельничук, С. Мороз, В. Процевский, О. Ярошенко. Однако на сегодняшний день в украинской науке трудового права много аспектов нестандартной занятости остаются практически неисследованными.
Что же представляет собой телеработа? На этот счет среди ученых имеется много различных мнений. Так, известный российский ученый И. Киселев под термином «дистанционная работа» понимал разновидность трудовой деятельности, которая выполняется в месте, отдаленном от центрального офиса, что исключает возможность общения работника с руководством и сослуживцами. М Бобринкова определяет «дистанционную работу» как гибкую возможность работать в местности, расположенной вне обычного рабочего места. Эта местность может быть дома, в вспомогательном или «подвижном офисе». И. Бородин телеработой считает процесс выполнения работы сотрудником вне традиционного офиса с помощью телекоммуникационных средств связи. А.Колот «дистанционной» называет работу, которая в результате использования информационных и коммуникационных технологий отдалена от помещений работодателя (причем, в отношении не менее 20% рабочего времени). Под телеработой также понимается организация труда и/или форма выполнения работником своих трудовых обязанностей, которая могла бы выполняться в помещениях работодателя, но регулярно выполняется вне этих помещений, используя для общения с руководством и коллегами информационные технологии. Украинские экономисты Л. Шабалина и В. Афанасенко В. считают, что телеработа – это взаимодействие работника и работодателя на рынке труда, которое предусматривает гибкие социально-трудовые отношения непосредственно в виртуальной среде с использованием информационных и коммуникационных технологий. Однако, по их мнению, дистанционная занятость является более широким понятием по сравнению с понятием телеработы, поскольку означает выполнение работы за пределами офиса и не всегда требует использования компьютера, сети Интернет и т.п. В Трудовом кодексе Республики Казахстан, принятом 15 мая 2007 года, в статье 221-1 дается следующее определение — дистанционная работа является особой формой осуществления трудового процесса вне места расположения работодателя с применением в процессе работы информационных и коммуникационных технологий.
Отметим, что на уровне Евросоюза вопросам регулирования телетруда уделяется особое внимание. В 2001 г Еврокомиссией было инициировано проведение переговоров между Европейской конфедерацией профсоюзов, Объединенной конфедерацией работодателей Европы, Европейской ассоциацией малого и среднего бизнеса, а также Европейским объединением предприятий по вопросам, связанным с использованием труда электронных надомников. Результатом переговоров явилось подписание 23 мая 2002 г Рамочного соглашения о телеработе, которое охватывает различные формы телеработы, но посвящено лишь легальному телетруду, который осуществляется на основе трудового договора и строится на основе принципа признания равенства прав телеработников и работников, занятых в производственных помещениях работодателя. Положения, содержащиеся в Рамочном соглашении, имеют очень важное значение, создают платформу стабильности рассматриваемых нетипичных трудовых отношений, гарантированности трудовых прав работников. Эти рекомендации могут быть адаптированы и усовершенствованы каждым из государств — членов Европейского союза по мере преобразований, происходящих в сфере труда, с учетом особенностей национального законодательства и практики его применения. Как указано в самом соглашении, его положения должны быть имплементированы в национальное законодательство посредством заключения коллективных договоров и соглашений в соответствии с национальным законодательством и практикой, а также путем внесения изменений и дополнений в уже заключенные коллективные и индивидуальные трудовые договоры. В Рамочном соглашении телеработа определяется достаточно широко — это такой способ организации труда, при котором значительную часть рабочего времени работник трудится вне производственных помещений работодателя. Работа выполняется с использованием современных средств связи, в том числе посредством передачи информации через Интернет. Такое широкое определение телеработы позволяет охватить различные формы телетруда: телеработу на дому (рабочее место оборудуется в домашних условиях работника, для работы используется телефон и компьютер с выходом в Интернет); альтернативную (смешанную) телеработу (работник часть времени работает в офисе, а часть — вне офиса нанимателя, в том числе в телецентрах и на дому); мобильную телеработу (работник выполняет свою трудовую функцию в большей степени вне дома и вне офиса работодателя, также используя современные средства связи); работу в удаленных телецентрах (телекоттеджах).
Следует согласиться с мнением А. Лушникова, который выделяет два признака, характеризующего телеработу: 1) осуществление трудовой деятельности вне места нахождения работодателя; 2) способ осуществления трудовой деятельности посредством современных средств и видов телекоммуникаций. Эти характеристики телетруда предопределяют и видоизменение организационного критерия трудового договора.
На сегодняшний день в украинском законодательстве существует единственный нормативно-правовой акт (принятый еще в советские времена), который «регулирует» работу вне офиса – надомную работу — «Положение об условиях труда надомников», утвержденное Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС 29.09.1981 N 275/17-99.
В соответствии с данным Положением надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор с объединением, комбинатом, предприятием, учреждением, организацией, колхозом о выполнении работы на дому личным трудом из материалов и с использованием орудий и средств труда, выделяемых предприятием, либо приобретаемых за счет средств этого предприятия. Администрация может разрешать надомникам изготовление изделий для предприятия из собственных материалов и с использованием личных механизмов и инструментов. Труд надомников должен быть направлен, как правило, на производство товаров народного потребления, оказание отдельных видов услуг гражданам и предприятиям (через ателье и приемные пункты системы бытового обслуживания населения). Преимущественное право на заключение трудового договора о работе на дому предоставляется: женщинам, имеющим детей в возрасте до 15 лет; инвалидам и пенсионерам (независимо от вида назначенной пенсии); лицам, достигшим пенсионного возраста, но не получающим пенсию; лицам с пониженной трудоспособностью, которым в установленном порядке рекомендован труд в домашних условиях; лицам, осуществляющим уход за инвалидами или длительно болеющими членами семьи, которые по состоянию здоровья нуждаются в уходе; лицам, занятым на работах с сезонным характером производства (в межсезонный период), а также обучающимся в очных учебных заведениях; лицам, которые по объективным причинам не могут быть заняты непосредственно на производстве в данной местности (например, в районах и местностях, имеющих свободные трудовые ресурсы).
Как видим, определение надомной работы, содержащееся в указанном Положении имеет сходство с телеработой только в том, что и та и другая выполняется за пределами места нахождения работодателя. Однако если надомники могут выполнять трудовую функцию по месту жительства (организация трудовых процессов в надомных условиях допускается только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия), то телеработники могут выполнять работу в любом месте (вне помещений работодателя). Кроме того, телеработа, как правило, носит интеллектуальный характер, а надомная работа – материальный, т.е. изготовление изделий. При телеработе общение с работодателем и коллегами происходит посредством телекоммуникационной связи, надомная работа этого не предполагает вообще.
Таким образом, регулировать дистанционную работу указанным выше Положением невозможно. Украинский законодатель сделал попытку закрепить нормы о надомной работе в проекте Трудового кодекса Украины. Так, в ст.51, которая имеет название «Условие о работе дома» указано, что во время заключения трудового договора или позже стороны могут договориться о выполнении работником работы на дому (надомная работа), если он имеет для этого необходимые условия, которые отвечают требованиям охраны труда, пожарной безопасности и санитарии.
Но, к сожалению, самой дефиниции «надомная работа» проект не содержит.
Следует отметить, что в зарубежных странах надомной работе уделяется огромное внимание. Кроме того, она является предметом международно-правового регулирования. Так, 20 июня 1996 года Международной организацией труда была принята Конвенция № 177 «О надомном труде», которая содержит определение термина «надомный труд». Так, «надомный труд» означает работу, которую лицо, именуемое надомником, выполняет:
1) по месту его жительства или в других помещениях по его выбору, но не в производственных помещениях работодателя;
2) за вознаграждение;
3) с целью производства товаров или услуг согласно указаниям работодателя, независимо от того, кто предоставляет оборудование, материалы или другие используемые ресурсы, если только это лицо не располагает такой степенью автономии и экономической независимости, которая необходима для того, чтобы считать его независимым работником в соответствии с национальным законодательством или судебными решениями;
4) лица со статусом наемных работников не становятся надомниками в смысле настоящей Конвенции в силу одного только факта выполнения ими время от времени работы в качестве наемных работников на дому, а не на своем обычном рабочем месте.
Таким образом, определение надомного труда, содержащееся Конвенции МОТ, гораздо ближе к понятию «дистанционная занятость», нежели существующее в отечественном законодательстве определение надомного труда.
К сожалению, указанная Конвенция на настоящее время Украиной не ратифицирована.
Итак, многообразие форм телеработы породило мнение, в соответствии с которым она должна стать предметом специального правового регулирования, отличающегося от регулирования надомного труда. Проводя исследования в области правовой регламентации труда телеработников и надомных работников, А. Лушников отметил, что «подход к правовому регулированию телетруда должен быть более гибким. Гибкость может достигаться законодателем несколькими путями: расширение сферы действия и детализация уже существующих норм, регулирующих труд традиционных надомников; разработка специального нормативного акта; дополнение действующего Трудового кодекса специальной главой, посвященной регламентации деятельности электронных надомников или хотя бы расширение понятия надомничества. Предусмотреть все нюансы правового регулирования труда телеработников на уровне ТК РФ представляется маловероятным, в связи с чем принятие подзаконного акта все равно необходимо».
В октябре 2012 года Госдума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект, уравнивающий дистанционных работников в правах с обычными работниками. Если документ будет принят, то у удаленно трудящихся россиян появятся отпуска, а также право самостоятельно определять график рабочего дня. Законопроект о дистанционной занятости населения вносит изменения в Трудовой кодекс и Закон «Об электронной подписи». «Как и штатным сотрудникам, дистанционным будет полагаться оплачиваемый отпуск, больничный и соцпакет. Принятие изменений позволит встроить в цивилизованную систему трудовых отношений многих дистанционных работников, число которых сегодня, по некоторым данным, измеряется сотнями тысяч человек», — отметила один из авторов законопроекта, первый зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Г. Карелова.
В законодательстве зарубежных стран нормы, регулирующие дистанционную работу, закреплены как в отдельных законах (например, греческий Закон № 2639), так и в трудовых кодексах (Трудовой кодекс Республики Казахстан, Трудовой кодекс Литовской Республики).
Следует отметить, что в июле 2012 года в Украине был принят новый Закон «О занятости населения», однако вопросы, касающиеся дистанционной занятости, им не урегулированы. Д. Семенова и О.Пищулина – специалисты отдела социальной политики Национального института стратегических исследований при Президенте Украины в Аналитической записке «О регулировании предоставления первого рабочего места» в Законе Украины «О занятости населения» указали на то, что Закон не регулирует вопросы удаленной работы, которая позволяет подключить к трудовому процессу хороших специалистов из разных регионов Украины со значительной экономией средств работодателя для создания нового рабочего места. Кроме того, удаленные рабочие места являются достаточно популярными среди молодежи, и урегулирование указанной сферы позволило бы смягчить сложную ситуацию с молодежной занятостью. Закон не содержит положений, относящихся к социальной защите работников, которые выполняют «работу на дому», а это оставляет сложной ситуацию с сельской молодежью, лицами с семейными обязанностями и молодыми фрилансерами.
Итак, современный этап управления трудовыми ресурсами в Украине ставит задачу поиска нового адекватного механизма правового регулирования дистанционной работы, который требует как коррекции норм трудового законодательства, так и дифференциации правового регулирования труда.
«Легальное» использование телеработы позволит сбалансировать спрос и предложение на рынке труда Украины, помочь найти работу или дополнительный доход населению «депрессивных» регионов страны. Поэтому можно надеяться, что в ближайшее время в Украине будет разработано необходимое правовое обеспечение, эффективная система регулирования и защиты интересов всех участников «виртуальных» отношений.